Записи с темой: чужие тексты (77)
16:51

И лампа взвоет как сурок
"Стал думать, какой архетип так сильно цеплял культ Гагарина, что оно было мегапопулярно и остаётся таким до сих пор. То, что архетипичность тут есть и ярко выражена, довольно очевидно.

Гагарин (и вообще Космонавт), как образ из пропаганды и масскульта - однозначный Герой. Он архетипически гораздо больше Герой, чем награждённые и прославленные герои Великой Отечественной и Гражданской войн. Архетипически они вовсе и не Герои, а Мученики (сам сюжет - Иисус Христос, да и вообще в христианстве он мегапопулярен). Подвиг Мученика в том, что он добровольно страдал и умер, принеся сам себя в жертву Чему-То Большему. Гагарин - это не такой персонаж, как Матросов, а такой, как Супермен. Подвиг Героя в том, что он могуч и крут, и свою крутость употребил для великих свершений.

Но какой именно Герой? Я сначала грешил на Героя-Странника, Одиссея. Но потом дошло, что Гагарин - это Персиваль, рыцарь-простак, нашедший Грааль.
читать дальше

@темы: чужие тексты

20:46

И лампа взвоет как сурок
Вадим Нестеров (а о втором томе "Людей, принесших холод" от него до сих пор никаких известий, печаль...) написал что-то крайне годное. В основном, конечно, меня заинтересовал Шамиссо - все же в наших палестинах он известен куда меньше, чем Шварц. А зигзагов биографии и у него тоже хватало...
"...Вынужден напомнить, что Гофман и Гауф со своими страшными сказками были лишь частью куда более многочисленного и разнообразного явления, оставшегося в истории как "немецкие романтики".

А одним из наиболее ярких немецких романтиков был Адельберт фон Шамиссо, пусть он и был не совсем немецким.

Почему? Потому, что первые годы жизни его звали Луи-Шарль-Аделаид де Шамиссо де Бонкур, и он урожденный француз, ставшим немецким писателем и ученым.

Родители-аристократы, спасаясь от гильотины, бежали в Германию из революционной Франции, когда он был еще подростком. Бежали практически в чем были, поэтому, когда мальчик подрос и закончил гимназию, ему пришлось ради денег завербоваться в прусскую армию. Это было особенно тяжело, поскольку воевать пришлось против своих же французов.

В общем, провоевав несколько лет, Шамиссо вышел в отставку при первой же возможности и нашел себе место учителя, а когда после реставрации семья вернулась во Францию, он, к удивлению всех, прикипев душой к немецкой культуре, с ними не поехал, а навсегда остался в Германии.

Шамиссо стал известным ученым - ботаником и зоологом, открывшим, в частности, явление метагенеза - чередования бесполых и размножающихся поколений (на картинке - метагенетический жизненный цикл сцифоидных медуз).

При этом Шамиссо вовсе был не кабинетным ученым - в 1815 году он принял приглашение отправиться в качестве естествоиспытателя в кругосветное плавание и три года колесил по миру от Сибири до Полинезии и африканских островов на русском бриге "Рюрик" под командованием капитана Коцебу. Русский язык, кстати, за эти три года он выучил в совершенстве. Да, и русский матерный - тоже.
читать дальше

@темы: чужие тексты, интересные мертвые люди

И лампа взвоет как сурок
Gest:
"Три кита текущей войны с рациональностью:

1) Отрицание истории, как "традиционной хронологии". Фоменко выкинул всё, что случилось до 17 века, любители гнать про глобальную катастрофу-ядерную войну подняли рубеж начала достоверной истории до первой половины 19 века, и даже это ещё не предел, если вспомнить Купцова. Короче, традиционной истории не было, а "Влесова книга" была. "История" = Из-Торы-Я.

2) Отрицание биологии, как "теории эволюции", которая "теория, а не факт". Естественный отбор выдумали либералы, чтобы дурить голову православным советским людям.

3) Отрицание физики, как "теории относительности" (хотя отрицали бы и квантовую механику, если бы понимали её). Всю эту хрень выдумал еврей Эйнштейн, который был подставной фигурой, назначенной на эту роль хозяевами мира. Потому что еврей. Типа, если "всё относительно", значит, всё дозволено.

Я просто чувствую, что должна существовать некая Большая Объединяющая Теория Заговора, которая соединяла бы в себе все три концепции. Что, в свою очередь, позволило бы доказать самый главный тезис - Американцы Не Были На Луне".

@темы: чужие тексты

11:08

И лампа взвоет как сурок
В первый день весны в России одновременно отмечают День кошек. Коты "древние и неприкосновеннее животные", и в литературе они широко представлены. ЖЖ-юзер qebedo составил некий топ из десяти этих зверей:

1. Кот Палуг (Cath Palug). Обитает в валлийских и бретонских легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Отродье демонической свиньи (!), выброшенное в море и выловленное добрыми рыбаками на свои головы. Огромное жЫвотное, убивавшее население Англии и терроризировавшее остров. Пришлось с нею сражаться сэру Кею, сенешалю короля Артура, или даже самому королю Ллогра. Только так и смогли победить...

2. Кот Казанский [Алабрыс]. "А воевода в нем [Верхнетагильском остроге] был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезен казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке". Ученые считают, что речь в "Соликамском летописце" шла о камышовом коте, а фольклор просто подхватил образ Кота Казанского, создав картинки и тексты двух мега-супер-популярных лубков - "Мыши кота погребают" и "Кот Казанский", в которых он называется также «Кот брысь, он же Алабрыс».
читать дальше

@темы: чужие тексты

18:22

И лампа взвоет как сурок
На дворцовую площадь, залитую вперемешку красной и черной кровью, торжественно вышли победители. Впереди семенил бургомистр, за ним с достоинством вышагивали лидеры Светлых сил: мудрые маги, мужественные паладины и сам Светлый Лорд в мифриловой кольчуге и с сияющим талисманом на груди. Толпа горожан встретила их радостными криками.

– Зло повержено! – воздев кулак, выкрикнул Светлый Лорд. – Правда восторжествовала! Отныне и вовек, да воцарится Свет!

Толпа заорала еще радостнее.

– Мы, как представители новой, единственно правильной власти, объявляем этот город столицей будущего государства Добра и Справедливости. Конец тирании! Никто больше не будет обделен, у каждого человека есть возможность получить то, к чему лежит его душа.

– Например, торговые льготы? – заискивающе улыбнулся бургомистр.

– Разумеется, – кивнул Светлый Лорд.

– Увеличение ассигнований на магические исследования, – подсказал один из волшебников Штаба.

– Да, конечно, – заверил Светлый Лорд.

– Привилегии для высших армейских чинов при уходе в отставку?

– А как же!

– Личный транспорт для членов семей…

Говоривший это полковник споткнулся, сбился на полуслове и громко чертыхнулся, пнув походя неожиданную помеху. В ответ раздался хриплый стон.

– Что там такое? – встревоженно завертел головой Светлый Лорд.

Один из адъютантов пригляделся и уверенно доложил:

– Герой, ваша Светлость. Тот самый, который Темного Лорда того-с, прикончил.

– Ах, этот, – расслабился Светлый Лорд. – И что ему надо?

– Воды… – еле слышно прохрипел герой.

– Воды, – перевел адъютант.

– Обеспечьте ему воду, – распорядился Светлый Лорд. – Столько, сколько понадобится, и даже с избытком; не будем экономить на наших героях. Мы же, – он лучезарно улыбнулся, – доообрые!
Петр Бормор

@темы: чужие тексты

21:39

И лампа взвоет как сурок
"У нас уже был свой лысый русский актер, номинированный и даже получивший Оскар - Юл Бриннер. Он же Юлий Борисович Бриннер.


Его биография – это срез целого пласта русской истории.

Семья Бриннеров появляется в России в тот период, когда империя была европейской Америкой – страной, куда массово ехали за счастьем из Германии, Австро-Венгрии, Франции, Швеции и Швейцарии: не только работать гувернерами, приказчиками, управляющими, инженерами, но и просто заниматься крестьянским трудом.

Дед Юлия швейцарец Юлиус (Жюль) Бринер перебрался на русский «Дикий Запад» - самый край фронтира империи – Дальний Восток, где создал успешный торговый и строительный бизнес, перепрыгнув через несколько ступеней социальной лестницы, сам он был сыном бедного швейцарского прядильщика.

Семья Бринеров была одной из богатейших во Владивостоке и лишилась всего после того, как в 1922 Дальневосточная республика окончательно перешла под контроль большевиков.

В эмиграции Юлий Бринер выбирает эстрадную карьеру, но, чтобы выделяться среди огромного количества русских певцов, выдумывает цыганские корни. Так вживается в роль, что в 1978 году даже участвует во Всемирном цыганском конгрессе и входит в руководство созданного Международного союза цыган.

Правда в Голливуде, где он переименовался в Юла Бриннера, вынужден ещё и придумать монголоидное происхождение, ссылаясь на ничем не подтвержденные бурятские корни, тем самым старался облегчить получение ролей – тогда в Голливуде был явный дефицит актеров с восточной внешностью. Этот обман, кстати, и сделал Бриннеру карьеру – он получил роль в бродвейской постановке «Король и я», где играл короля Сиама, постановку перенесли на экран, за роль в фильме «Король и я» Бриннер и получил Оскар.

В этом часть большой трагедии России XX века. Если до революции к нам ехали из Европы, чтобы делать карьеру, крестились в православие, русифицировали имена и фамилии. После революции скрыть русское происхождение, придумать себе какое-нибудь экзотичное – часто необходимость для карьеры".
тг-канал историк-алкоголик

@темы: чужие тексты, исход, интересные мертвые люди

18:08

И лампа взвоет как сурок
"Когда грянула Первая мировая, запретили водку. На месяц. Это было разумное решение, призванное минимизировать эксцессы при мобилизации.

Однако две недели спустя императора убедили запретить водку до конца войны.

И как это часто бывает, сначала они пришли за водкой, я молчал...

Затем дело коснулось коньяков, армяньяков, крепленых вин.... Дошло даже до пива – его поначалу никто не запрещал, но в сентябре Госдума такие поправочки внесла, что пиво стало производить невыгодно.

Война, напряжение, запреты на потребление... К чему же это привело? К сокращению? Нет.

- К росту потребления некачественного алкоголя, суррогатов. Стали сами подпольно варить, гнать ханжу и прочую гадость из того, что под руку попадётся вплоть до политуры;

- К распространению неконтролируемого самогоноварения в чёрт пойми каких условиях, в чёрт пойми каких масштабах, чёрт пойми какого качества;

- К социальному напряжению. Тем более что в ресторанах первого класса не особо что-то поначалу ограничивали. «Ага, барам значит можно, а нам...»;

- К огромному ущербу ресторанной, барной сферы, сферы общепита. Заведения испытали кризис, закрывались.

- К уходу огромного числа заведений любого статуса в сегмент теневого бизнеса и тайной подачи алкоголя;

- К появлению бутлегерской мафии, огромному обороту средств в теневой и криминальной сферах, вовлечению в подпольные процессы огромного числа лиц;

- Огромному росту числа отравившихся, ослепших и т.д. К росту употребления вредоносных веществ;

- Наконец, к массовой наркомании: наркотики вроде кокаина, морфия и героина можно было приобрести в аптеке по рецепту и до того. Теперь же их можно было подпольно раздобыть в чайных, ресторанах на вокзалах и с рук. И это было куда проще, чем добыть алкоголь. И почему-то к ним и потянулись в больших объемах, чем прежде. А ведь были ещё эфир, опиум и прочие штуки. Результатом стал невиданный рост наркопотребления в стране, изрядно аукнуашийся и в Мировую войну, и в Гражданскую, и в раннее советское время.

Словом, побороли алкоголь так побороли".
с тг-канала Пигаревские истории

@темы: чужие тексты

23:26

И лампа взвоет как сурок
Кто поймет, тот поймет х)

"Я хотел бы переехать в Воронеж.

Одновременно считал бы наш город крайним югом севера и крайним севером юга. Поставил бы на заставку смартфона пожарную каланчу и главный корпус СХИ. Каждого приезжего водил бы на центральный рынок за рассыпчатой икорецкой картошечкой, бабаевскими колбасами, рассольным сыром и, конечно, за зефиром.

Носил бы цветы к Ротонде. Плакал бы, когда симфонический оркестр играет «И мертвый месяц еле освещает путь, и звезды давят нам на грудь — не продохнуть». Искал бы колдунов, гадалок и чёрных магов на Старой Отрожке. Ждал бы первых бутылочек вина от «Рассвета» из Верхнего Мамона.

Ходил бы за книгами в «Утюжок». Опасался бы купаться на водосранке. Говорил бы «бадик», «за шкибот», «бомжовка», «кутылый» и «гонзать». Писал бы в объявлениях «Машмет и ВАИ не предлагать». Повесил бы на стену портреты Николая Троицкого и Александра Попова-Шамана. Снимал бы летом домик в Ломовском парке. Старался бы хотя бы раз в год пройти по Большой Воронежской тропе.

Назначал бы встречи за драмкой. Отпуск проводил бы в Новохоперске, Павловске и Борисоглебске, составил бы каталог всех исторических зданий области. Отдыхал бы душой в Кривоборье. В 4 утра присылал бы фотки воронежского ЖЭК-арта Андрею Еренкову.

Обожал бы частный сектор в районе Большой Стрелецкой и часами бы там гулял. Любовался бы изгибами дома-гармошки. Читал бы старые надписи на Терновом кладбище. Заказывал бы чебуреки с горгонзолой в «Культурно коротко». На вопрос «Что делать в Воронеже» отвечал бы «Х.Л.А.М., Дай пять, Коммуна, Винзавод».

Воспринимал бы старые пазики как неотъемлемую часть городской идентичности. Пил бы «Цветаеву», «Достоевского», «Хармса» и «Северянина» от Brewlok Brewery. Считал бы крематорий лучшим современным зданием города. Наводил бы чай, а не наливал.

Гордился бы тем, что в Воронеж можно поехать ради Древнего Египта. Ругал бы пробки на М4. Брал бы лимонад в кофейне «Чашка архитектора». Искал бы боевых слонов Александра Македонского в Костенках. Хотел бы вывести «Гото Предестинацию» в открытое море.

Мечтал бы о появлении в городе улицы Мандельштама. Не любил бы уезжать с Придачи. Отмечал, что только у нас пивзавод выглядит как средневековый замок. Мог бы показать, где находятся Жлобовка, Долина нищих и Три богатыря.

Старался бы не смотреть лишний раз на «Марриотт» и галерею Чижова. Ходил бы на Платоновский фестиваль и на концерты в парке у дворца Ольденбургских. Называл бы Острогожск воронежскими Афинами. Держал бы в чехлах полную линейку бобровских гитар.

Игнорировал бы котёнка с улицы Лизюкова. Гулял бы в парке «Орленок». Рассказывал бы всем, что ради ЖК c названием «Яблоневые сады» вырубили яблоневые сады. По выходным ездил бы в Дивногорье. Сделал бы футболку с силуэтом Вогрэсовского моста.

Радовался бы, что здание ЮВЖД успели восстановить и достроить до приезда Хрущева. Вспоминал бы Давидовича, весело болтающего со студентами на Карла Маркса, и повторял бы «Я не поеду в Китай» и «Ты втираешь мне какую-то дичь». Посылал бы недоброжелателей в тигули. Молчаливо смотрел бы на Дон в Семилуках. Помнил бы Игоря Кувалду. Возил бы детей в Бобровый городок.

Воронеж, жди"
с тг-канала Архитектурные излишества

@темы: чужие тексты, ворон и ёж

22:00

И лампа взвоет как сурок
Гест некогда писал о "Двенадцатой ночи" Шекспира:
"Символический пуританин Мальволио выведен, как враг веселья - он противостоит духу праздника, и потому должен потерпеть унизительное поражение. Сравните эту сюжетную линию с "Карнавальной ночью" Рязанова, где советский пуританин и сталинский недобиток Огурцов пытается помешать людям праздновать Новый год, а подчинённые саботируют все распоряжения Огурцова и выставляют его самого дураком и шутом. Но у Шекспира всё тоньше, Мальволио виноват именно в том, что он хотел захватить власть над домом и из слуги стать хозяином. Его линия неоднозначна, и в какой-то момент он и вовсе начинает вызывать жалость и сочувствие - да, он самовлюблённый дурак, но с ним поступили очень жестоко. Покидает он сцену со словами "я отомщу ещё всей вашей шайке", что звучит весьма зловеще.
Предостережение-пророчество Шекспира сбылось - спустя десятилетия пуритане всё-таки захватили власть в стране и позакрывали все английские театры. Так что, если вам угодно, можно назвать "Двенадцатую ночь" "предчувствием гражданской войны".

И вот знаете, такое "происхождение" комедии Рязанова кажется мне весьма правдоподобным. Фильмов по пьесам Шекспира в СССР вышло немало, были по-настоящему великие, а самая первая экранизация это именно "Двенадцатая ночь". Это был фильм, снятый даже до события, которое многие называют символическим началом Оттепели: его премьера случилась в конце ноября пятьдесят пятого. Через год в прокат вышла "Карнавальная ночь".

@темы: чужие тексты

21:20

И лампа взвоет как сурок
Пост Евгения Норина, с которым согласен практически полностью:

"Вообще, чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что если мне неинтересна какая-то страна в историческом аспекте, то это просто "у тебя нормального мужика не было". Или бабы, главное, чтобы они написали хорошую монографию. Вот посмотрите, например, на Парагвай. Что нам Гекуба, что мы ей - страна на другой стороне географии, моря нет, семь миллионов человек в сельве тусуют. Но. У Парагвая в прошлом:
1. Иезуитские редукции - редкий пример построения утопии, который можно назвать, в общем, удачным.
2. Чудовищная война со всеми соседями разом в XIX веке - устрашающая история, но донельзя драматичная и колоритная.
3. Ну, и наш выход: Парагвай был ареной, на которой зажигал великий Беляев, солдат, ученый, гуманист, исследователь, истинный человек эпохи Возрождения.

Каково, а? Я не специалист по ЛатАм совершенно, просто книжки иногда читаю, но факт, маленькая страна выдала целый набор разных интересных, по-настоящему крутых историй. А с Сахелем мне пришлось чуточку соприкоснуться по работе, и это вообще отдельный глобус с очень напряженной, сложной и драматичной внутренней повесткой. Ну, в России, Швеции, США, Германии, Испании, Польше, Японии или Китае, понятно, можно плескаться бесконечно - это страны, для фанатов истории, литературы, общества и культуры как таковой неисчерпаемые. Но вот, как видим, даже маленькая небогатая страна на отшибе мира таит груды сокровищ. Объять необъятное нельзя, и парикмахер повесился со словами "Всех не перебреешь". Но хочется".

@темы: чужие тексты

20:31

И лампа взвоет как сурок
Про "русскую тему" у Шекспира говорят много, кажется, рассмотрели каждое упоминание со всех сторон. Вот "польской теме" по ощущениям уделяется меньше внимания. А она тоже интересная и присуствует в одной из самых знаменитых пьес - Gest некогда ее затрагивал:

"Уверен, в Польше выходили работы, всесторонне рассматривающие вопрос "Польской темы в "Гамлете"".

Ведь в "Гамлете" описывается треугольник из связанных по суше стран, периодически воюющих между собой - это Дания, Норвегия и Польша. (Есть ещё Англия, данник датских королей, но она далеко и попасть туда можно только по морю.)

Норвежец Фортинбрас со своим войском наёмников идёт на войну c Польшей через Данию.

Отец Гамлета, Гамлет-старший, прославился на войне с поляками:

So frown'd he once, when, in an angry parle,
He smote the sledded Polacks on the ice.


Вот так он хмурился, когда на льду
В свирепой схватке разгромил поляков.

или

Вот так он хмурился, когда, вспылив,
Швырнул Поляка из саней на лед.

В оригинале создаётся ощущение, что Польша - это ледяная пустыня, а отборные польские герои-бояре ездят на боевых санях, как на колесницах, и вот с ними-то и бился героический отец Гамлета ("в свирепой схватке, стоя на льду, он крушил несущихся на санях поляков"). Сцена, достойная Гомера.

Потом, имя Полоний (Polonius) по латыни означает "польский", выходец из страны Polonia (химический элемент получил своё имя по тем же причинам). Казалось бы, само по себе это ничего не значит. Но ведь действие происходит в Дании, в стране, которая, в пространстве пьесы, непосредственно граничит с Польшей. [С Великой Польшей - я каждый раз представляю себе мир, в котором германские земли опущены до статуса "датско-польского пограничья" и хихикаю. Я смотрел исторические карты - вроде как ни Дания, ни Речь Посполитая никогда настолько не приближались друг к другу.]

У меня есть совершенно несерьёзная фанатская версия, согласно которой Полоний - этнический поляк, по каким-то причинам эмигрировавший в Данию и посвятивший себя служению датской короне. Но вместо человеческого имени, как Розенкранц или Гильденстерн, ему от его польских родителей досталось нечто монструозное, на уровне Grzegorz Brzęczyszczykiewicz, что ни один датчанин всё равно не сумел бы выговорить. Поэтому при дворе его прозвали Polonius".

@темы: чужие тексты

И лампа взвоет как сурок


БУ! ИСПУГАЛСЯ? НЕ БОЙСЯ!

Русский оборотень занимался почти исключительно тем, что пугал обывателей. Никакого заметного вреда он не делал. Как правило, такое мелкое хулиганство было, в глазах деревни, увлечением немолодых, возраста Шапокляк, ведьм: они превращались в свинью или, реже, в шар-колесо-собаку-цепь-тыкву-муху-клубок-сноп-кошку-жабу-...- и ночами гонялись за людьми. Кому-то не давали прохода, другим кидались под ноги и сбивали на землю.

Жути это дело нагоняло безмерно. Иногда целая деревня, стоило прибежать бродячей собаке, уходила в глухую осаду и никто не высовывал нос в темноте из избы, чтобы с ведьмой-собакой не встретиться.

Иные оборотни пугали разговорами. Понятно, что само по себе говорящее бревно - вещь страшная, но вот реплики. Хм...

В Воронежской губернии свинья-оборотень подбежала к девкам и как рявкнет: "Хо-хо-хо!" Словно Элочка Людоедочка. Там же за парнем увязалась свинья - бежала по улице и смеялась. А тому не до смеха, еле-еле ноги унес.

В Симбирской губернии оборотень-собака бегала за пареньком, забежала с ним в хату и уточнила: "Ну? Што? Напугался?"...

Мой фаворит - баран, которого ночью подобрали по дороге мужики. Едут они с бараном в телеге, отдыхают, курят, баран вдруг вздыхает и спрашивает: "Мужики, дайте-ка тоже закурить". У тех волосы дыбом, язык проглотили. Баран снова: "Так что? Дадите? Курить охота..."

Один мужик очнулся, спихнул барана с телеги и хлестнул кобылу, чтобы бежала быстрее...

Так и остался баран без папироски.

***
Текст из паблика "Минутка этнографии". Я и сам слышал от мамы, которая слышала это от своих родителей с деревенским детством, похожую байку (а точнее, быличку) про свинью. Такой фольклор очень живуч)

@темы: чужие тексты

И лампа взвоет как сурок
Тесты типа "кто ты из..." - старая интернет-забава. Вот еще один by qebedo, кто из полководцев наполеоновской эпохи наиболее близок "психологически"...

"Внимательно прочитайте и выберите утверждение, с которым согласны на все сто (ну, или хотя бы на 51):

1. Противника надо обойти с фланга, зайти ему в тыл и... тогда он развернется к нам лицом, и мы будем биться, как честные посоны!

2. Надо занять все ключевые позиции и нависать с них над неприятелем... тогда он сам убежит!

3. Будем отходить, пока супостат не выдохется... а тогда отойдем и посмотрим, как он подохнет!

4. Выберем крепкую позицию и спрячем половину армии, чтобы враг ее не видел... а когда подойдет, то атакуем его!

5. Нельзя драться с неприятелем тогда, когда нельзя... надо отступать и ждать, когда у него закончится еда!

6. Надо набрасываться на противника везде и прыгать, чтобы дотянуться до глотки... только вперед!

7. Надо стараться маневрировать, маневрировать, а потом драться, драться... а потом уже отступать!

8. Надо разбежаться в разные стороны и ждать, когда можно будет сбежаться обратно... тогда врагов будет уже намного меньше!

9. Надо маршировать туда, куда посылают, и сражаться с теми, с кем прикажут... это судьба!

Теперь загляните под кат и узнайте самое главное:
читать дальше

@темы: чужие тексты

И лампа взвоет как сурок
Ветер разогнал зелёное облако хлора, а свисток пронзил тишину над окопами. Командуют новую атаку!

Офицер грязным сапогом пнул под рёбра изуродованное тело, повисшее на колючей проволоке. Солдат с вывалившимися кишками и вытекшим глазом едва проговорил:

— Я же умер…

— Все умерли, не осталось живых! Не воевать теперь, что ли?!

Андрей Миллер; арт Туомаса Койвуринна

@темы: чужие тексты

20:08

И лампа взвоет как сурок
"Угадайте, кто это сказал?

"Из года в год все хуже и хуже еще и потому, что теперь подрастает молодое поколение, народившееся в эпоху всеобщего российского одурения".

В России все действительно ходит по кругу - Николай Михайлович Пржевальский записал эту фразу в своем дневнике 16 мая 1887 года. Да, да, тот самый - "человек имени лошади", настоящий отец Сталина по упорно циркулирующим байкам и самый известный в мире русский путешественник.

Сначала он был офицером, нелюбимым в полку за абсолютную трезвость, но уважаемым как невероятно удачливый игрок в карты. Ясный ум и фотографическая память делали его почти непобедимым за карточным столом. За свои постоянные выигрыши Пржевальский даже получил прозвище "Золотой фазан". Но выиграв как-то за ночь в Уссурийске умопомрачительную сумму (позже он организует на эти деньги свою первую Среднеазиатскую экспедицию) он утром выбросил карты в реку и больше ни разу в жизни к ним не прикасался.

Он действительно был всемирно известным путешественником. Его имя вошло бы в историю науки только из-за проведенной съемки в недоступной европейцам Центральной Азии (до его путешествий - ни одного астрономически определенного пункта, после - 63). Все помнят лошадь Пржевальского, но ей дело не ограничивалось - путешественник открыл десятки новых видов животных, среди них – дикую лошадь, дикого верблюда, тибетского медведя. Кроме животных, Пржевальский обогатил биологию на 7 новых родов и 218 видов растений.

Ну и люди, конечно, не остались в стороне. Антропологи утверждают, что если бы Николай Михайлович не оставил никаких иных результатов путешествий, кроме своих заметок о различных народностях (лобнорцах, мачинцах, дунганах, тангутах, северных тибетцах и многих других) то и тогда он имел бы полное право на звание великого путешественника.

При этом он всегда оставался настоящим"ястребом" и военным до мозга костей. Принципиально ни разу не взял ни в одну экспедицию ни одной "штатской штрафирки" - только кадровые военные.

В какой-то мере это связано с тем, что Пржевальский был не только учёным, но и разведчиком. Лучшим полевым агентом Российской империи в "Большой игре" - противостоянии России с Англией в Центральной Азии. И вовсе не случайно знаменитый русский путешественник непостижимым образом оказывался со своими экспедициями в самых узловых точках Большой игры и именно тогда, когда значение той или иной точки резко возрастало.

И еще он всегда был философом, и, как все приличные люди - мизантропом. Он видел людей в самых разных обстоятельствах и потому знал им цену. Но больше всего он не любил так называемую "цивилизацию". Вот несколько высказываний из его дневника:
читать дальше

@музыка: Би-2 - Восток

@темы: чужие тексты, интересные мертвые люди

23:24

И лампа взвоет как сурок
Григорий Николаев:
"Обсуждали сны и я вот о чем подумал.

Человек в нынешнем обществе просто набит информацией о мире. У него в голове лежит все - китайский костюм, африканские боги, идеи из фантастических книг, обрывки фильмов и сериалов. Так вот, влияет ли это на сны?

Вот живешь ты, положим, в деревне 200 лет назад. Что тебе снится? Я думаю, снилось что-то из окружения. Например, что дед Мокей колдун, а баба Марфа перекинулась в свинью. Возможно, снились фантастические города с платков, религиозные сюжеты, подчерпнутые в церкви. Короче, что-то, что ты получал из мира вокруг - но мир твой был ограничен деревней.

Но ведь сны должны эволюционировать. Мне вот (я не очень хорошо запоминаю сны, но что-то остается) часто снятся прямо жанровые сны, да еще с изысками. Иногда я слышу нарратора, иногда понимаю, что играю в этом сне роль. Последний сон, который я более-менее запомнил, был поразительный - там за ночь жанр менялся четыре раза. Сначала это были ужасы, но потом я передумал, и начался производственный роман (причем я и во сне смеялся над клише из советских книг о заводах). Производство кончилось и началась война, на фоне которой разворачивался детектив.

Я не помню ни героев, ни фабулы - но помню, что сон был довольно клиширован и все эти клише я видел. То есть в голове у меня от общей эрудиции и информационного общества вокруг огромное количество кубиков, из которых я складываю в своей голове кино.

Я не думаю, что я уникум. Никто как-то не задумывается, а ведь революция произошла и в онейросфере человечества. Наш спящий разум играет всей вселенной - и это очень круто.

Нет ничего лучше интересного сна".


Иллюстрация - Рене Магритт, "Фальшивое зеркало"

@темы: сны, чужие тексты

19:44

И лампа взвоет как сурок
bohemicus:
"Наши современники имеют обыкновение от души веселиться по поводу интимной жизни Клинтона, красноречия Буша, мимики Саркози и т.п. [разве что фамилии сейчас звучат другие, а тон обсуждения очень схожий - Т.М.] Насмеявшись, они смотрят на официальные портреты государственных мужей 19 века и видят фраки-седины-мудрые глаза. Из чего делают вывод, что в прежние времена политики были не чета нынешним - серьёзны, достойны, да что там достойны, величественны.
Увы, газеты уже существовали.
А значит, их читатели нуждались в забавной картинке.

Вот какой имидж явили обывателям участники Берлинского конгресса 1878 года.
Почти восьмидесятилетнего князя Горчакова, который едва передвигался, приносили на заседания на носилках.
Лорд Биконсфилд (Б. Дизраэли), чуть помоложе, приходил сам, опираясь на трость, но бОльшую часть времени пребывал в лежачем положении.
Переговоры от их имени вели по преимуществу заместители - граф Шувалов и маркиз Солсбери.
Граф Андраши расхаживал в по-восточному выглядящем одеянии венгерского магната.
Францию представлял её министр иностранных дел Уильям Генри Ваттингтон, по происхождению англичанин, по образованию археолог.
Турецкую делегацию возглавляли фанариотский грек Каратодори-паша и герой войны Мехмед Али-паша, которого до перехода в ислам звали Карл Детройт. Родом он был из Бранденбурга.
Немецкие дипломаты вели себя недипломатично. Канцлер Бисмарк называл балканские народы "дунайскими овцекрадами", а их страны - "вонючими гнёздами". Князь Гогенлоэ сделал по поводу национальности лорда Биконсфилда замечание, цитировать которое сегодня считается не вполне приличным.
Все жаловались, что в летнюю жару вынуждены проводить время в городе. Подчёркивалось, что в организованном секретарём конгресса фон Радовитцом "гранд буфете" слишком много выпивают. Было известно, что Бисмарк налегает на портвейн...

В общем, обывателям было, что обсудить. А Люди между тем, как хорошо известно, за месяц достигли некоторых договорённостей. Кому достанется Македония, где будут проходить сербские, греческие и румынские границы, какая династия воцарится в Болгарии. Не забыли ни Бессарабию с Аджарией, ни Кипр с Боснией. Написали сценарий для дюжины народов. Кому на поколение, кому на несколько.
Так что разницы между "портвейном" Бисмарка и "марихуаной-Моникой-саксофоном" Клинтона нет никакой".

@темы: чужие тексты

21:26

И лампа взвоет как сурок
Вадим Нестеров:
Астрахань - это город не просто имеющий свое лицо, но и отличавшийся «лица необщим выраженьем».
...
Мы часто забываем, что Русское царство было по-настоящему северной страной, практически до середины восемнадцатого века никакой южной России не существовало. Реальная граница между Русским царством и степным миром тянулась по линии Царицын (ныне Волгоград) — Саратов — Самара — Уфа. Дальше – тонкая нитка военизированных «блокпостов», не столько городов, сколько пограничных форпостов: Тобольск, Томск, Иркутск и Нерчинск. Кроме них — просто остроги с населением в пару десятков человек, хаотично разбросанные до Анадыря и Камчатки.
...
Несколько столетий Астрахань оставалась самым южным русским городом. Но это был даже не пограничный город. По сути, это был анклав, «русский остров», вплавленный царской волей в буйное море кочевников и асоциальных элементов, бежавших из-под царской руки, и обычно именуемых «казаками».

Именно поэтому, если бы в семнадцатом веке знали слово «экзотика», то ее восточная ипостась была бы практически монопольно приватизирована Астраханью. Лохматые верблюды и громадные осетры, яркие восточные ткани и гнущиеся в кольцо азиатские сабли булатной стали, калмыки в мерлушковых шапках и туркмены в бараньих папахах, персы с крашенными хной бородами и «ындейские гости» - купцы из Индии, чья колония в Астрахани в лучшие времена насчитывала больше сотни торговцев…

Город-форпост вдали от метрополии, где пресловутой «воли» всегда было с избытком. Не случайно именно Астрахань назвал своей столицей легендарный Стенька Разин, едва не учинивший в стране «вторую Смуту» и окончательно сделавший XVII век на Руси «бунташным».


@темы: чужие тексты, внутренняя Московия

18:33

И лампа взвоет как сурок
Читаю у Ерохова про иезуитскую или, как ее еще называют, игнацианскую педагогику (по имени основателя, Игнатия Лойолы) и, если честно, изумляюсь. О том, что иезуиты создали собственную сеть школ, известно, но вот как именно это работало?

"Игнацианская педагогика, полностью противоположная знакомой нам школе, на взгляд современного россиянина как будто бы придумана марсианами – но при этом мы знаем, что она отличнейшим образом воспитывала людей и добивалась всех поставленных целей.

1. Иезуитская коллегия – это церковная по подчиненности, светская по целям школа, в которой монахи учат детей богословию без всяких планов по превращению этих детей в священнослужителей. По существу, это одна из первых манифестаций идеи «мягкой силы» — иезуитам нужно лишь то, чтобы ученики выросли хорошими, солидными и интеллектуально развитыми людьми. Всё остальное – уважение бывших учеников к ордену, католической церкви в целом, следующий из этого рост влияния католицизма – образуется само собой.
Сегодня по этому принципу работает огромная (более тысячи по всему миру) сеть Гюленовских лицеев, совершенно не насилующая учеников идеями Хизмета, но усиливающая это движение исподволь.

2. Коллегия – восьмиклассная школа, в которой один класс может быть равен одному году обучения, а может быть и двумя, и тремя годами, если ученик усваивает материал медленно. В Киево–Могилянской академии даже поощрялось двухлетнее обучение в старших классах, то есть быть второгодником – совсем не позор. Внутри иезуитской педагогики наличие в классах второгодников полезно: учитель даст одному задание посложнее, другому попроще, один, поопытней, проверит у другого выученное, и т.п.

3. Тип коллегии был создан ранее, чем Ян Амос Коменский изобрел привычный нам классно–предметно–урочный метод обучения. Там учили так, как мы продолжаем учить в начальной школе: ученики одного года обучения составляют класс, и весь учебный день с ними занимается один учитель, который и учит их всему, чему нужно учить, как бы в рамках одного большого урока, разделяемого перерывами. Дети переходят в следующий класс – но учитель с ними остается тот же. Только в 18 веке в Академии появились дополнительные к основному курсу предметы (обычно факультативные) и ведущие их учителя–предметники.

Примечательно, что учитель учится вместе с учениками (конечно же, на более высоком уровне знаний по тем же предметам). Первоклассников учит молодой монах, который пока мало что еще знает, с каждым годом он повышает свою квалификацию, класс подошел к выпуску – пора выпускать и преподавателя, он уже созрел для более сложной работы, например, его можно сделать настоятелем монастыря или даже епископом. На самом деле, конечно же, такая схема работала не идеально, и некоторые учителя оставались в коллегии надолго.

4. Классы были невероятно разновозрастными, с разницей лет так в 5–7. Детей объединял уровень знаний, а не возраст. Для иезуитской педагогики и это хорошо: школа нацелена на социализацию более, чем на освоение знаний, а разновозрастная среда в классе социализирует лучше, так как схожа с обстоятельствами взрослой жизни.

5. Иезуитское обучение имеет целью формирование личности, а не информирование. Чем более абстрактный характер имеет проходимый материал, чем умозрительнее все рассуждения, с которыми сталкивается ученик, тем и лучше. Исходя из этого, школьный курс коллегии не содержал вообще никаких фактических данных и точных наук. Например, дети, умевшие свободно говорить на латыни, изучали речи Цицерона в римском Сенате только как образец риторики, а кто такой Цицерон, что такое Сенат и в чем состояла политическая ситуация, вызвавшая эти речи, они не знали – история Древнего Рима преподавалась им на уровне нескольких общих абзацев, не позволяющих понять цели и мнения Цицерона. Математика из учебного курса обычно опускалась, но и когда она преподавалась, то не уходила далее четырех простейших действий. Физика была схоластической и преподавалась по Аристотелю, то есть не имела ничего общего со знакомой нам наукой; для примера, дети обсуждали, могут ли быть реки в раю. Химия, биология, обществоведение в учебном курсе отсутствовали. География и история были краткими, примитивными. О каких–либо предметах, дававших конкретные трудовые навыки, не было и речи.
читать дальше

@темы: чужие тексты

14:03

И лампа взвоет как сурок
В эпохе Александра III я "не Копенгаген", но она тоже весьма занятна. Поэтому с интересом читаю историка Игоря Ерохова (который, похоже, как раз на ней специализируется), известного своими циклами на d3 и Пикабу - и его выводы тоже кажутся любопытными.

"Попробуем изложить политические принципы Александра III коротко и современным языком.

1. Россия способна к умеренно успешному торгово-промышленному развитию; торговлю и промышленность полезно поощрять, но только точечно (железные дороги и т.п. сферы); в целом же экономический прогресс идет сам собой, надо только не мешать поступлению в страну зарубежных инвестиций, поддерживать устойчивое денежное обращение и не душить бизнес налогами.

2. Россия не способна к аграрному развитию. Крестьянское хозяйство - гиблая, безнадежная часть экономики. Трогать его вообще не надо - ничего полезного все равно не выйдет, но зато может выйти какой-нибудь бунт.

3. Россия в текущем состоянии не нуждается в социальных и политических реформах. Не то чтобы они не были нужны вообще, но просто еще не время - у экономики есть огромный невыработанный потенциал развития. Стране нужен период политической неподвижности и спокойствия, за время которого она разбогатеет. Стране недостатет инвестиций и технологий в значительно большей мере, чем социальных и политических реформ.

4. Так называемая общественность - то есть часть имущего/образованного класса, не занятая в верхнем уровне управления, но имеющая собственные социально-политические идеи - не обладает лучшей экспертизой, чем бюрократия. Эти люди мечтают играть в управлении страной определенную роль, но чиновники справляются и без них. Нельзя даже сказать, что чиновники справляются хорошо - но все равно у них это выходит лучше, чем вышло бы у либералов, являющихся просто бесполезными смутьянами. Соответственно, общественность надо подавлять и держать в страхе, глуша всякую социальную активность, наглухо зацензуровав прессу и литературу, применяя точечные репрессии против самых вольнодумных.

5. С революционными/террористическими группами надо беспощадно бороться, выкорчевывая их в самом зародыше.

6. Российская бюрократия умеет действовать где-то на грани посредственного и умеренно успешного качества управления. От нее не следует требовать большего. Надо следить, чтобы перед ней не ставились задачи сложнее тех, которые она способна выполнять сегодня.

7. Развитие системы образования надо подтормаживать. Конечно, наличие обра-зованных людей нужно для развития страны, но это развитие у нас пока на таком зачаточном уровне, что и имеющейся образовательной системы прекрасно хватает. Лишние гимназии и университеты - это в большей степени дополнительные смутьяны, чем дополнительные нужные специалисты.

8. Государство должно быть дешевым, то есть государственный чиновничий и полицейский аппарат должен быть маленьким.
читать дальше

@темы: чужие тексты