Вот, допустим, только один пример. Режиссер анимации, известный не так, как, например, Норштейн или Качанов - но он был из другого поколения, из тех, кто закладывал основы, а у них с узнаваемостью, как ни странно, хуже. Простой русский дворянин Михаил Цехановский, сын действительного статского советника. Что он такого сделал? Хм.. ну с чего бы начать-то?
А хотя бы с его режиссерского дебюта, "Почты" на стихи Самуила Маршака, которая вообще в принципе первый звуковой советский мультфильм. Закадровый текст в "Почте" читал Даниил Хармс, и я уже загорелся его отыскать. Но птица обломинго - мультфильм в сети лежит, но именно версия с голосом Хармса утрачена.
Вообще, Цехановскому везло на сотрудничество с как минимум конгениальными людьми. Взять хотя бы мультфильм "Сказка о попе и работнике его Балде" - текст за Пушкина там дописал (и довольно много дописал) еще один обэриут, Александр Введенский, а над музыкой работал Дмитрий Шостакович. Сейчас доступен один из его начальных фрагментов, "Базар", и выглядит это как одна из тех интернет-спекуляций про "потерянный жуткий эпизод старого мультфильма, который всего один раз показали по телевизору". Только тут этот эпизод действительно есть. И возникают мысли - если вот это всего лишь базар, то какие же там были бы черти?
А вот этого мы никогда не увидим на экранах. Почему? Тут несколько факторов сложилось. Сначала пошел натиск на Шостаковича - "Сумбур вместо музыки" и так далее. Уже тогда "Балда" оказался под угрозой, а дальше был тридцать седьмой год, был столетний юбилей смерти Пушкина и его, так сказать, окончательная "канонизация" советской властью. Тогда и стало понятно, что _вот так_ снимать сказки Пушкина, "без уважения", со всякими там экспериментами, нельзя. Мультфильм лег на полку. Потом была война, был пожар на Ленфильме, когда в здание влетела бомба, и пленка погибла практически полностью. Фрагмент длиной в две с половиной минуты - все, что осталось.
В послевоенной анимации Цехановский - одно из крупнейших имен. Именно им сняты мультфильмы, которые давно и прочно вписаны в условный "золотой фонд". Допустим. "Цветик-семицветик" - это он. "Каштанка" - тоже он. Уже в шестидесятые, за год до смерти, он сделал своеобразный ремейк своей первой работы, вернувшись к "Почте". Этот же мультфильм стал и эпитафией умершего в тот же год Маршак. Так сказать, круг замкнулся.
Больше о Цехановском здесь: seance.ru/articles/tsehanovksyi-kononenko/. Абсолютно удивительная личность.