Записи с темой: интересные мертвые люди (16)
21:18

И лампа взвоет как сурок
В восьмидесятые Леонард Молтин написал книгу "О мышах и магии", охватывающую историю американской мультипликации на тот момент - Дисней, Метро Голдвин Майер, Уорнер Бразерс и так далее. В 2018 вышел русский перевод этой абсолютно эпичной книги, сделанный Федором Хитруком (в представлении, я думаю, не нуждается). К настоящему дню тираж полностью распродан, остается либо связываться с перекупами с наценкой, либо ждать переиздания. Но не меньше удручает то, что по отечественной мультипликации ничего сравнимого не написано. Ближе всего к этому, пожалуй, двухтомные воспоминания того же Хитрука.

Вот, допустим, только один пример. Режиссер анимации, известный не так, как, например, Норштейн или Качанов - но он был из другого поколения, из тех, кто закладывал основы, а у них с узнаваемостью, как ни странно, хуже. Простой русский дворянин Михаил Цехановский, сын действительного статского советника. Что он такого сделал? Хм.. ну с чего бы начать-то?

А хотя бы с его режиссерского дебюта, "Почты" на стихи Самуила Маршака, которая вообще в принципе первый звуковой советский мультфильм. Закадровый текст в "Почте" читал Даниил Хармс, и я уже загорелся его отыскать. Но птица обломинго - мультфильм в сети лежит, но именно версия с голосом Хармса утрачена.

Вообще, Цехановскому везло на сотрудничество с как минимум конгениальными людьми. Взять хотя бы мультфильм "Сказка о попе и работнике его Балде" - текст за Пушкина там дописал (и довольно много дописал) еще один обэриут, Александр Введенский, а над музыкой работал Дмитрий Шостакович. Сейчас доступен один из его начальных фрагментов, "Базар", и выглядит это как одна из тех интернет-спекуляций про "потерянный жуткий эпизод старого мультфильма, который всего один раз показали по телевизору". Только тут этот эпизод действительно есть. И возникают мысли - если вот это всего лишь базар, то какие же там были бы черти?

А вот этого мы никогда не увидим на экранах. Почему? Тут несколько факторов сложилось. Сначала пошел натиск на Шостаковича - "Сумбур вместо музыки" и так далее. Уже тогда "Балда" оказался под угрозой, а дальше был тридцать седьмой год, был столетний юбилей смерти Пушкина и его, так сказать, окончательная "канонизация" советской властью. Тогда и стало понятно, что _вот так_ снимать сказки Пушкина, "без уважения", со всякими там экспериментами, нельзя. Мультфильм лег на полку. Потом была война, был пожар на Ленфильме, когда в здание влетела бомба, и пленка погибла практически полностью. Фрагмент длиной в две с половиной минуты - все, что осталось.

В послевоенной анимации Цехановский - одно из крупнейших имен. Именно им сняты мультфильмы, которые давно и прочно вписаны в условный "золотой фонд". Допустим. "Цветик-семицветик" - это он. "Каштанка" - тоже он. Уже в шестидесятые, за год до смерти, он сделал своеобразный ремейк своей первой работы, вернувшись к "Почте". Этот же мультфильм стал и эпитафией умершего в тот же год Маршак. Так сказать, круг замкнулся.

Больше о Цехановском здесь: seance.ru/articles/tsehanovksyi-kononenko/. Абсолютно удивительная личность.

@темы: интересные мертвые люди

13:12

И лампа взвоет как сурок
Жаль, что, кажется, пока так и нет полного и всеохватного лонгрида о Глебе Боткине - эмигранте, писателе, художнике, комиксисте.
Его отцом был доктор Евгений Боткин, расстрелянный в 1918 году в Ипатьевском доме. Глеб вслед за отцом проводил много времени с детьми Николая Второго, особенно с его младшей дочерью Анастасией - разница в возрасте у них была всего в год, и обоим нравилось рисовать. Рисовал Глеб с детства, много и с удовольствием: "В 11 лет, находясь вместе с отцом на императорской яхте «Штандарт» у берегов Крыма (лето 1911 года), начал рисовать акварелью фигуры животных в придворных мундирах, создав целое звериное королевство". Фурри? Очень похоже на то. И это не был просто набор рисунков, он имел сквозных персонажей и сюжет, перекликающийся с реальными событиями, включая и "Великую обезьянью революцию".

С семнадцатого года Глеб с сестрой были вместе с отцом в тобольской ссылке, в Екатеринбург им посчастливилось не поехать, поэтому они оказались сначала на территории, контролируемой белыми, а затем в эмиграции. Узнав о гибели отца, Глеб хотел уйти в монахи - он был религиозен и уже служил в церкви. Но пошел вместо этого совсем иным путем.

Эмигрантские раздумья привели Глеба к выводам о том, что мир так жесток из-за засилья в нем мужского начала и патриархальных представлений о Боге, тогда как гораздо правильнее представлять Творца в виде женщины. Свои взгляды Боткин-младший отстаивал в публикуемых им книгах, и, наконец, создал религиозное объединение, названное им "Церковь Афродиты" - видимо, из-за его любви к греческой мифологии. Впрочем, Афродита, как и многие другие богини, понималась им как частный случай единой богини-матери и создательницы всего сущего. При этом и с христианством Глеб не желал до конца рвать, говоря, что религия, первосвященником которой он является, абсолютно монотеистическая, просто божество в ней, так сказать, очевидно женского гендера. В написанном им богослужении и облачениях тоже было явное влияние православия. Недоброжелатели выдвигали предсказуемые обвинения - хлысты, радения, оргии... И именно "Церковь Афродиты", в ряду других похожих культов и последователей, стала первой официально зарегистрированной неоязыческой организацией - в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. Сын православного святого - языческий жрец. Случается и такое.

Еще стоит упомянуть о том, что Глеб, знакомый в детстве с Анастасией Романовой, активно поддержал "Лжеанастасию" Анну Андерсон. Большинство эмигрантов, в том числе и Романовы, отнеслось к ней скептично, а вот Боткин-младший верил (или делал вид, что верит?), что эта девушка действительно спасшаяся великая княжна, и стал для нее кем-то вроде продюсера.

Умер Глеб Боткин в 1969 году. При жизни издал несколько своих книг (включая роман, в котором главный герой откровенно списан с него самого и исповедует ту же религию), а вот "Потерянные сказки", обильно иллюстрированные своими детскими рисунками, не удалось, не нашлось тогда спроса. Они увидели свет лишь в середине девяностых. И здорово, конечно, было бы увидеть их переиздание на русском.

Кое-что (но, к сожалению, не всё) очень неплохо описано здесь - rodina-history.ru/2018/12/12/rodina-botkin-skaz...


С отцом и сестрой





@темы: исход, интересные мертвые люди

16:47

И лампа взвоет как сурок
Сегодня должна состояться инаугурация Дональда Федоровича. Как обычно, в Капитолии, а с победной речью в конце прошлого года Трамп обращался из своей резиденции Мар-а-Лаго в городе Палм-Бич во Флориде. Это небольшой курортный городок с постоянным населением примерно в десять тысяч, в котором, судя по фотографиям, хорошо проводить летние отпуска. Кроме виллы Трампа (да и не только его одного) Палм-Бич интересен тем, что не так давно его мэром три срока подряд избирался правнук Александра II.
читать дальше

@темы: интересные мертвые люди

20:41

Садко

И лампа взвоет как сурок
Василий Садко, В. Садко, С-о, С-э, и это лишь малая часть его псевдонимов. Самый известный совсем короткий, всего три буквы: В. Ян. Многие, наверное, слышали его и видели книги с этим именем на обложке, ведь "Чингисхана" и "Батыя" в СССР печатали буквально миллионными тиражами и дефицита в них не было.
К этому Ян, а точнее, Василий Григорьевич Янчевецкий, шел долгим путем. Сначала "русский ницшеанец" с блестящим образованием (историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета). Затем, благодаря искренней любви к Азии, таланту к языкам и, возможно, влиянию князя Эспера Ухтомского, одного из главных архитекторов восточной политики России в то время, "пехотинец" Большой игры.
Пока Дмитрий Янчевецкий, его старший брат, был военным корреспондентом, Василий выполнял более щекотливые задачи в должности "младшего чиновника особых поручений". Хива, Афганистан, Иран - везде, где шло тихое противостояние России и Англии. В 1913 году Василий, оказавшись в объятом противоречиями Константинополе, передает оттуда сведения о случившемся перевороте.

Нашел среди прочего он время и выбраться в Англию. Интересовался, так сказать, "соперниками по долгу службы". Среди тех, с кем завел там знакомства и Конан Дойл, и Киплинг, и, что особенно важно для дальнейшего, "отец скаутинга", полковник Баден-Пауэлл. Заметил плюсы скаутской системы воспитания и решил попробовать скопировать ее для России. Первый отряд "юных разведчиков" был организован им в Петербурге уже в начале 1911 года, так что Янчевецкого вместе с несколькими офицерами-единомышленниками можно причислять к основателям русских скаутов. И герлскаутов тоже - он создал в Киеве первую дружину из девушек. Так что к моменту революции, это движение в России было весьма массовым.

Дальше 1914, Первая Мировая, Василий на Румынском фронте в качестве полужурналиста-полуразведчика. Осенью семнадцатого вместе с другими военными и гражданскими лицами входит в тайную антибольшевистскую организацию в городе Яссы. Итогом их деятельности стал поход Яссы-Дон отряда Михаила Дроздовского, но Янчевецкий, однако, двинулся в Россию другим путем. Вынырнул он уже в освобожденной от большевиков Самаре, оттуда перебрался в Сибирь и там фактически возглавил колчаковское бюро пропаганды. Делал это он уже в чине полковника, с учетом его прошлой деятельности не исключено, что занимался он там не только пропагандой.

Вообще, об этом этапе его биографии в свое время отлично написала Елена Михайлик:
читать дальше

@темы: интересные мертвые люди

20:08

И лампа взвоет как сурок
"Угадайте, кто это сказал?

"Из года в год все хуже и хуже еще и потому, что теперь подрастает молодое поколение, народившееся в эпоху всеобщего российского одурения".

В России все действительно ходит по кругу - Николай Михайлович Пржевальский записал эту фразу в своем дневнике 16 мая 1887 года. Да, да, тот самый - "человек имени лошади", настоящий отец Сталина по упорно циркулирующим байкам и самый известный в мире русский путешественник.

Сначала он был офицером, нелюбимым в полку за абсолютную трезвость, но уважаемым как невероятно удачливый игрок в карты. Ясный ум и фотографическая память делали его почти непобедимым за карточным столом. За свои постоянные выигрыши Пржевальский даже получил прозвище "Золотой фазан". Но выиграв как-то за ночь в Уссурийске умопомрачительную сумму (позже он организует на эти деньги свою первую Среднеазиатскую экспедицию) он утром выбросил карты в реку и больше ни разу в жизни к ним не прикасался.

Он действительно был всемирно известным путешественником. Его имя вошло бы в историю науки только из-за проведенной съемки в недоступной европейцам Центральной Азии (до его путешествий - ни одного астрономически определенного пункта, после - 63). Все помнят лошадь Пржевальского, но ей дело не ограничивалось - путешественник открыл десятки новых видов животных, среди них – дикую лошадь, дикого верблюда, тибетского медведя. Кроме животных, Пржевальский обогатил биологию на 7 новых родов и 218 видов растений.

Ну и люди, конечно, не остались в стороне. Антропологи утверждают, что если бы Николай Михайлович не оставил никаких иных результатов путешествий, кроме своих заметок о различных народностях (лобнорцах, мачинцах, дунганах, тангутах, северных тибетцах и многих других) то и тогда он имел бы полное право на звание великого путешественника.

При этом он всегда оставался настоящим"ястребом" и военным до мозга костей. Принципиально ни разу не взял ни в одну экспедицию ни одной "штатской штрафирки" - только кадровые военные.

В какой-то мере это связано с тем, что Пржевальский был не только учёным, но и разведчиком. Лучшим полевым агентом Российской империи в "Большой игре" - противостоянии России с Англией в Центральной Азии. И вовсе не случайно знаменитый русский путешественник непостижимым образом оказывался со своими экспедициями в самых узловых точках Большой игры и именно тогда, когда значение той или иной точки резко возрастало.

И еще он всегда был философом, и, как все приличные люди - мизантропом. Он видел людей в самых разных обстоятельствах и потому знал им цену. Но больше всего он не любил так называемую "цивилизацию". Вот несколько высказываний из его дневника:
читать дальше

@музыка: Би-2 - Восток

@темы: чужие тексты, интересные мертвые люди

18:40

И лампа взвоет как сурок
Между прочим, между Пушкиным и Кэрроллом не больше двух рукопожатий, даже несмотря на то, что в год смерти первого второму было только пять лет.
Пушкин общался с московским митрополитом Филаретом не напрямую, а через их общую знакомую, Елизавету Михайловну Хитрово, дочь Кутузова (да, именно того самого).
А англиканский диакон Чарльз Лютвидж Доджсон отправлялся в России для встречи с православным митрополитом, которому тогда было 84 года. Обсуждали религиозные вопросы, хотя был у них и еще один совместный интерес - фотография.

@темы: интересные мертвые люди

И лампа взвоет как сурок
magazines.gorky.media/neva/2007/9/110-let-russk...

привет, кстати, тем, у кого "на Руси были бани и не было чумы!". Бани, конечно, были, но и чума была, и еще какая

Увы, статья малость неточная. В ней перепутали двух Ольденбургских, автором сборника рассказов "Сон" и знакомым Бунина был младший, а не старший из них, сын героя этой статьи.

@темы: интересные мертвые люди

17:27

И лампа взвоет как сурок
Имхо, слишком уж полемично-заостренно - но сама постановка вопроса интересная

fvl1_01:
">Времена Анны - застой

Вот кстати задолбали. Чем им времена Анны Иоановны застой?

Тем что внешнеторговые обороты России за 10 лет удвоились?
Тем что провели Великую Северную экспедицию (да, задумал то ее Петр, а вот выполнить план — да еще именно ВЫПОЛНИТЬ ВЕСЬ ПЛАН!!!)
Тем что офундовали Оренбург и городки, наладив заодно промыслы новые?
Тем что (стараниями некоего Бюрена кстати, он же Бирон) наконец то завели в стране нормальные конные заводы и нормальное, на научной основе (с селекцией и родословными книгами) коневодство?
Тем что наняли наконец то фехтместеров обучать русских дворян в школах нормальному европейскому фехтованию, а не тыкать шпагою яко совней...
Тем что...
...
...
Ах да — тем что при ней началась в России нормальная нефтяная отрасль :)

Ну крутенька была "императрикс", ну характер был не сахар (хотя в целом крайне справедливый замечу, самодурства там не было). Даже пресловутый Ледяной Дом — это же был аналог ВДНХ для своих вельмож и иностранных послов. Кстати с нефтью и огнеметами :)

Блин ну задолбали да.

Умерла да — многого не успев. Болезнь страшная, врагу не пожелаешь.

(когда я учился в 7м классе, уже в Москве) — то нас школьников по знакомствам нашего учителя истории погнали помогать упаковывать на капремонт подсобки исторического музея...
читать дальше

Василий Суриков, "Императрица Анна Иоанновна в петергофском Темпле стреляет оленей"

@темы: чужие тексты, интересные мертвые люди

20:57

И лампа взвоет как сурок
Иногда не могу отделаться от ощущения, что многие из событий начала прошлого века предлагал на утверждение какой-то сотрудник Небесной Канцелярии с весьма изощренным чувством юмора.
Взять хотя бы максимально избитый даже по сказочным меркам сюжет. Молодой принц, наследник престола, встречает некую девушку, которая ему по каким-то причинам не может быть парой. Его семья и двор активно против его выбора, всячески давят на него, но наследник добивается своего, венчается со своей избранницей, брак оказывается счастливым и умирают они в один день.
И вот, на достаточно близких друг к другу расстояниях и с небольшим интервалом, этот сюжет начинает воплощаться в реальность.
Раз: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%...
Два: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%...
Со значительными оговорками, но все-таки три: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%...
читать дальше

@темы: интересные мертвые люди

20:02

И лампа взвоет как сурок
"В XIX веке в России случилась престранная история: отец, сын и внук покончили с собой – причём застрелились все трое из одного и того же пистолета".
Я просто не мог не дочитать статью, которая так начинается и не узнать, в чем там было дело)
telegra.ph/Dinastiya-samoubijc-11-21

Ну... В моем "топе" необычных смертей по-прежнему лидирует польско-российский Индиана Джонс Ян Потоцкий - писатель, археолог и разведчик. Но история этой "династии самоубийц" тоже весьма занимательная.


@темы: интересные мертвые люди

17:03

И лампа взвоет как сурок
Выстраивание сюжета тянет за собой конструирование и продумывание мира, и в какой-то момент второе начиняет вытеснять первое. Раз уж начал разрабатывать альтернативный сценарий, то сложно остановиться. А это уже приводит к необходимости заполнения "белых пятен".
Закапывание в Европу Интербеллума еще раз подтвердило - это время, богатое на второ- и даже третьестепенных исторических личностей с какими-то поразительными биографиями, которые не блеснули по полной разве что потому, что очень велика была конкуренция.

Например, русско-польский "человек-медоед" Владислав Стржеминский, Георгиевский кавалер с наградным оружием за храбрость. Участник обороны Осовца и той самой "атаки мертвецов".
читать дальше
После Осовца, в шестнадцатом, попал под минометный обстрел, ослеп на один глаз, кроме этого ему пришлось ампутировать правую ногу и левую руку. На тот момент Владиславу всего 22 года.
И вот после всего этого он находит себя в искусстве - естественно, в авангардизме. Начал как супрематист и ученик Малевича, со временем разошелся с ним во взглядах и основал новое направление - унизм. Работал и преподавал, кстати, вместе с еще одной неуемной личностью, Владимиром Татлиным. Но уже в 1922 году уехал из России в теперь независимую Польшу, так что вся его дальнейшая жизнь связана уже с этой страной. В поздних работах отрефлексировал на тему уже Второй Мировой, сейчас эти картины Стржеминского выставлены в Иерусалиме в Яд-Вашем, музее памяти Холокоста. Увы, в послевоенной, уже социалистической, Польше от преподавания его отстранили: слишком далеко было то, что он делал, от соцреализма.
Его биографии хватило бы на троих, да еще и осталось бы. И в одном из отражений реальности он играл бы еще большую роль, чем в нашей.

Увы, беда почти любой альтернативы в том, что во второй половине XX века подходящие личности по естественным причинам сильно сокращаются. Хоть неохота, а все же приходится выводить им на смену абсолютно вымышленных персонажей. Но даже тут есть свобода для маневра. Так, например, в лидеры российских консерваторов середины 60-х внутри этой альтернативы я несколько своевольно "назначил" этого человека: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%...(%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%BE). Понятное дело, прожившего совсем другую жизнь, в других условиях.

@темы: интересные мертвые люди

17:57

И лампа взвоет как сурок
Узнал о факте, который меня удивил. Он из тех, которые лежат себе на виду, пока об них не спотыкаешься.
На момент казни Емельяну Пугачеву было 33 года. То есть, не просто был младше того, кем себя объявлял - даже тогда, когда Петра убивали, ему и то было 34.
И просто красивая фраза, которую Пугачев произнес во время допроса: "Богу было угодно наказать Россию через моё окаянство".

@темы: интересные мертвые люди

16:51

И лампа взвоет как сурок
И к посту об Иване Ешукове и о Колчаке. Как и когда я этим вообще заинтересовался? "Когда" - точно не помню.
В детстве, где-то на дальнем фоне, по телевизору иногда показывали фильмы наподобие "Свадьбы в Малиновке". Там, как еще в каких-то старых песнях, было про войну - но не ту, что с немцами, а Гражданскую. "Красные" воевали с "белыми". "Красные" были "наши", а "белые"... "белые" тоже наши. Возможно, условные противники? Тогда точно так же они могли быть "синими" и "зелеными".
Еще были анекдоты про Чапаева и Петьку. Ну, например
- Василий Иванович, белые пиво с раками пьют!
- Да нет, Петька, это у них морды такие.

Вот это в детстве очень живо представлялось - красные от выпитого морды, вылезающие из орбит глаза, длинные рачьи усы...

Во главе красных был Ленин, у белых были Колчак, Деникин, еще какие-то лидеры, это я довольно рано запомнил. А потом фамилия Колчака неожиданно вплыла в школе, то ли еще в начальной, то ли уже в пятом классе. Было что-то вроде классного часа. Наша учительница почему-то решила поговорить о предательстве и взяла несколько примеров к этой теме. Конечно же, начала с рассказа о Христе и Иуде. А вот два других примера были неожиданные. Емельян Пугачев, выданный своими соратниками войскам царицы. И преданный чехами Колчак.
Колчак и Пугачев вот так вот в одном ряду, через запятую - это казалось странным, но уже тогда вызвало интерес и в памяти это осталось. Через несколько лет вышел тот фильм, его часто называют поверхностным (телеверсию полностью не видел, что там улучшили - без понятия), но то, что он вообще вышел, уже хорошо. Но это были уже годы средней школы, когда я, и не только я, стал интересоваться этими событиями уже больше.
До восемнадцати взгляды могут меняться очень быстро. Был даже короткий занос в "романтический сталинизм" в духе Red Alert, "весь мир в труху, но потом". Но, чсх, и тогда белые и персонально Колчак оставались симпатичны, хотя "но не зря же народ их не поддержал" (понимание того, что народ конкретно в массе своей никого не поддержал и все группировки Гражданской в той или иной степени видел в гробу, пришло немного позже). То, что я в этом "секторе" надолго не задержался, говорит, видимо, о том, что он никогда и не был мне близок.

Вот я постепенно и пришел туда, куда пришел. Если представить себе основной разброс мнений о Гражданской в виде линии, на одной конце которой "красные были полностью правы, поддерживаю их во всем", а на другом конце "белые были полностью правы, поддерживаю их во всем" (и чтобы сейчас полностью и всерьез вставать на одну из этих двух крайних точек надо, имхо, быть маньяком), то ровно посередине - позиция, которую можно выразить как "любая Гражданская поднимает на поверхность столько грязи, крови и дерьма, что поражением будет любой ее исход - уже потому, что она началась". Иногда ее еще формулируют проще и короче, "да сволочи они там были все". И признавая правду этой середины, я все-таки намного ближе к "белому" концу, чем к "красному". Если после этого взгляды по этому вопросу и менялись, то несильно, в сторону уточнения каких-то деталей.
"Южные" белые были и остаются мне гораздо ближе и понятнее, но и в Сибири можно выделить более-менее пристойные фигуры, и Колчак как раз для меня среди таких. Хотя считаю, что, в отличии от всех тех, кто мощно вспыхнул с семнадцатого по двадцатый, а до этого был абсолютным ноунеймом, все самое интересное в его жизни произошло до революции. А дальше - "красная", "белая" и "примирительская" легенды переплелись вокруг его фигуры, затрудняя доступ. И выходит так, что хотя его имя прекрасно работает как триггер, Колчак как таковой сейчас нужен разве что нескольким "исследователям эпохи", да еще меньшему числу вконец упоротых гиков.


@темы: личное, интересные мертвые люди

И лампа взвоет как сурок
Пьеса Шекспира "Зимняя сказка" не то что бы очень известна по сравнению с другими, сейчас ее вспоминают в связи с именем главной героини, которую звали Гермионой. Сама Роулинг не подтверждала, что имя она взялаименно оттуда, но среди части фанатов ее саги есть устойчивая версия, что дантисты Грейнджер любили Шекспира.
Шекспировская Гермиона - жена короля Сицилии Леонта, который подозревает ее в том, что она изменила ему с его другом детства и, емнип, родственником, правителем Богемии (позже по сюжету появится его сын Флоризель - не одна Роулинг черпала из этого колодца). За подозрениями следуют обвинения и арест.
И вот во время суда, на котором Гермиона всё отрицает, она говорит вот что:
The Emperor of Russia was my Father.
Oh that he were aliue, and here beholding
His Daughters Tryall: that he did but see
The flatnesse of my miserie; yet with eyes
Of Pitty, not Reuenge.

Что значит
Моим отцом был русский император.
О, если б был он жив и слышал здесь
Допрос родимой дочери и видел
Всю глубину моей тоски, но взором
Лишь жалости - не мести!

Приехали! Как же это объяснить?
Казалось бы, все просто. "Русский император" для Англии и вообще Западной Европы в то время, когда писалась пьеса - это однозначно Иван Грозный. Именно императором его называли англичане даже сто с лишним лет спустя (trent-myoller.diary.ru/p221288724_istoricheskay...), да и Лжедмитрий, выдававший себя за сына Грозного, потом тоже подписывался императорским титулом. Именно Грозный наладил контакты с Англией, очень интересовался происходящим там (взаимно), вел переписку с королевой Елизаветой и даже получил от современников сомнительное прозвище английского царя. Только вот есть проблема: дочерей у Ивана, как известно, не было.

Точнее, было две от первого брака, но обе, увы, умерли во младенчестве. И конечно же, иностранцы об этом знать ничего не могли. Да и в Москве, скорее всего, знал самый минимум людей - бюллетеней о рождении царевен тогда не вывешивали. Так что же за "дочь русского императора", о которой что-то слышали в Англии при жизни Шекспира?
Эти мысли вывели на простенький альтернативный сценарий.
читать дальше

@темы: интересные мертвые люди, внутренняя Московия

И лампа взвоет как сурок
Николай Первый был действительно уникальным среди русских монархов как минимум в одном отношении
читать дальше

@темы: интересные мертвые люди

И лампа взвоет как сурок
Огромный текст (на 90 тыщ знаков) от Евгения Норина о Русско-Шведской 1808-1809. Эти события плотно "задвинуты в тень" противостоянием с Наполеоном (Отечественная затмила Зимнюю), однако тоже были насыщены событиями - бои за Полярным кругом, финская партизанщина, бросок по льду Ботнического залива... К тому же с русской стороны там отметилась прямо-таки плеяда ярких личностей, в первую очередь, конечно, Барклай де Толли, Михаил Богданович, но кроме него и Каменский, и много кто еще.
vk.com/@norinea-neznamenityi-pohod-voina-za-fin...

И - то, что крайне важно, но то, о чем нечасто говорят: "Русская армия времен Аракчеева и Барклая де Толли была очень сильна в плане снабжения и логистики. Это, конечно, может звучать неожиданно. Читатель привык скорее к образу русской армии, в которой интенданты разворовывают предметы снабжения, солдаты и офицеры плохо питаются, а экипировка плоха и предоставляется в скудном количестве. В конце концов, отечественного снабженца навеки пригвоздили фразой якобы авторства Суворова: «Полгода интендантства – и можно расстреливать без суда». Однако факт есть факт: воевать в глубине Финляндии и совершать походы в Швецию можно было только при условии наличия снабженческой службы, работающей как швейцарские часы. Доставлять грузы приходилось по ужасным дорогам, ежеминутно ожидая набега партизан, зимой по глубокому снегу, летом – сквозь частую сеть речушек, ручьев, озер и болот и всегда – сквозь нагромождения валунов и скал. Этот экзамен русская интендантская служба выдержала блестяще. Театр боевых действий требовал обычных предметов, а кроме того, специфического снаряжения – и оно обыкновенно оказывалось в нужном количестве в нужном месте".
(Да, и заведу, наверное, отдельный тег под такое, название тоже взято у Норина)

@темы: интересные мертвые люди