В прошлом году этот мир покинул Александр Курляндский, один из главных создателей "Ну, погоди!", "Блудного попугая" и других платиновых мультфильмов.
И, по какому-то совпадению, в этом же 2020-ом для пользователей интернета открылась одна из его поздних работ. Мульт, который пару раз показали по телевизору, выпустили на кассетах, а потом... Нет, не запретили, конечно (хотя легенда, как обычно в таких случаях, говорила о "запрещенной анимации"). Просто как-то разом забыли. Но некоторые со временем вспомнили, что видели в детстве что-то такое, и принялись копать. Раскопали. И правда оказалась интереснее легенды, но об этом ниже.
Мульт 1994 года называется "Новые русские" в духе времени, чо. Когда он наконец нашелся, искатели удовлетворенно закивали головами: это он.
Тот самый мульт, где были птеродактиль, сексуализированная кошка и металлический саундтрек.
Вот он:
vk.com/wall-187819041_188media.2x2tv.ru/novye-russkie-1994/Комментаторы не сговариваясь пишут о "(пост)советской версии Истории игрушек" и что-то отдаленно похожее есть, да. Выглядит это из наших дней неоднозначно. Забавно, но чтобы избежать проблем с авторскими правами, из тех версий мультфильма, что сейчас лежат в сети, по большей части вырезали треки AC/DC и еще какой-то группы. Из-за этого некоторые сцены кажутся весьма шизовыми, а антагонист героев, Майкл Мэттл, сильно сдал и смотрится куда более блекло, чем задумывалось, там большую часть образа составляло музыкальное сопровождение. Говорят, до этого кто-то пытался выложить "Новых русских" на ютуб, но их тут же заблокировали опять-таки из-за музыки AC/DC. Мне кажется, с авторскими правами тут вообще все было непросто.
Но есть история, стоящая за созданием этого мультфильма. И вот в ней весь смак. В общем, "Новые русские", похоже, родились не как законченное произведение, а как пилотная серия мультсериала, который планировалось продать на Запад, заинтересовать его, создать фанбазу, а потом делать всякий мерч с героями, ну и зарабатывать в основном на нём. Но - не сложилось. Поэтому, видимо, мульт решено было пускать на экраны как есть, только намекнув в конце на новые серии, которые никто так и не увидел.
А ведь команда работала над ним такая, что в принципе, могло взлететь. Кроме Курляндского к мультфильму приложили руку Владимир Тарасов, Андрей Усачев и - тадам! - Роберт Саакянц. Не знаю как вы, те, кто это читает, а я впечатлен. Но... Не то было время и место.
Все, что осталось - еще одна городская легенда, почти забытая.
P.S. А вот кто оторвался по полной, так это актер озвучки. Что ни фраза, то двусмысленность, то фига в кармане, показанная непонятно кому.
А под катом можно почитать интервью с Александром Курляндским, объясняющее многие моменты (и пересказывающее сюжет). И даже скрины статьи с этим интервью посмотреть, кому интересно.
читать дальшеNew Russians
Победит ли Америку Ваня-Молоток?
— Все знают, что Александр Курляндский — один и создателей «Ну, погоди!». А чем еще вы славны, народ не знает.
— Что ж, придется про себя рассказать, раз народ не знает... своих героев. Начинал я с Аркадием Хайтом. Тогда возникла целая обойма молодых юмористов — Арканов, Горин, Розовский, Славкин, Камов, Успенский и мы с Хайтом. Заполняли 16-ю страницу «Литгазеты», потом открыли «Веселые пятницы» в «Неделе», выпускали юмористические книжки и писали для эстрады. Эстрада давала какой-то хлеб, а нам ведь надо было на жизнь зарабатывать — мы из инженеров вышли, из врачей... По-моему, самым последним, кто порвал с инженерией, был Эдик Успенский. Он успешно писал для эстрады, но продолжал работать на заводе над какими-то секретными приборами... А Феликс Камов, который тоже работал на секретном заводе, когда оказался в Израиле во время войны, совершенно не боялся ракет — эти арабские ракеты были нашего производства, он их делал и знал, что они либо не долетят, либо перелетят, либо не взорвутся. Но это было значительно позже. А тогда Феликс Камов ушел с завода и пошел работать в «Фитиль» редактором. И для нас всех началась эпоха «Фитиля». Потом Успенский стал писать «Чебурашку» и делать мультфильмы. Он и притащил нас на студию «Союзмультфильм», с чего, собственно, все и началось... в смысле моей популярности среди широких слоев населения. Хотя кроме «Ну, погоди!» у меня есть еще штук двадцать мультфильмов, среди которых наиболее популярный — «Возвращение блудного попугая». А сейчас мы с Валей Караваевым придумали новую серию, где наш попугай будет возвращаться из Нью-Йорка, куда он летал получать наследство... Кроме этого, у меня вон лежат пьесы, написанные мной и в соавторстве.
Одна из моих комедий очень хорошо пошла — называется «Четверо с одним чемоданом». Еще у меня есть несколько художественных фильмов, повести, рассказы... Сейчас с Успенским пишем повесть...
— Да, знаю. Отрывок из этой повести публиковался в нашем журнале. А какое участие в этом принимает Каспаров?
— Его интересуют взаимоотношения человеческого интеллекта с интеллектом компьютерным, с механическим разумом. Он так же, как и мы, считает, что тотальная компьютеризация ведет к оглуплению людей (мы в детстве знали таблицу умножения, а сегодня многие школьники ее не знают, потому что достаточно нажать на кнопки, и она выскакивает). Опасность компьютеризации — это общая идея, а частная — победит ли компьютер человека в шахматах.
— А почему вас так взволиовала эта идея? Вы ведь живете не в Америке, а в стране, где компьютеризация в зачаточном состоянии?
— Отвечаю. Мы, конечно, пока отстаем от Америки, но как-то довольно быстро к ней приближаемся. Не по экономике, к сожалению, а по недостаткам. Я думаю, если мы и дальше будем так развиваться, то лет через пять—десять будем вполне американизированной страной.
— А что вам не нравится? Мы же все так хотим в счастливое капиталистическое завтра...
— Ну, во-первых, мы не все так хотим...
— Но если бы всё, что вы сделали в жизни, вы сделали не здесь, а в Америке, вы были бы, я думаю, много богаче. Какова форма авторских гонораров в Америке?
— Дело в том, что там мультфильм является не конечной продукцией, а как бы промежуточной. Это только способ заинтересовать солидные фирмы, потому что если персонаж начинает пользоваться успехом, это уже не миллионы даже, а миллиарды: основные деньги дают майки, куклы, игрушки с изображением популярного персонажа. И фирмы платят за его использование гигантские деньги. Так что мультфильм часто рассматривается как рекламная продукция. Поэтому там не существует понятия одного фильма. Там с тобой будут разговаривать, только если у тебя серия. Минимум шесть серий — это для начала разговора... Потом тринадцать и до бесконечности. Тогда серьезные фирмы обращают на тебя внимание. И если такая суперфирма почувствует суперуспех, а значит, суперприбыль, она может откупить все на корню — получай свои миллионы и уходи. Не мешай. Такая схема.
В Америке переизбыток всего, в том числе имультипликации — она гремит с каждого экрана. И почти вся довольно среднего качества. Я говорю не про авторское анимационное кино, которое там тоже есть, а про коммерческую мультипликацию, поставленную на поток.
— Расскажите о вашей последней поездке в Америку.
— Да, думаю это будет интересно, потому что этого никто, кроме нас, не видел. Мы повезли свой последний фильм «Новые русские» на лицензинг-шоу, которое проходит каждый год в «Хилтоне» — самом большом отеле Нью-Йорка. Вообще-то «хилтонов» там много. Но этот — самый «хилто- новский» из всех. Самый центр. Первый этаж, второй, третий и половина четвертого заняты лицензинг-шоу, которое длится три-четыре дня. Это зрелище совершенно потрясающее. Участвуют разные фирмы, которые торгуют кинопродукцией, персонажами, методами раскрашивания... Это ярмарка киноидей и вещей, связанных с этими идеями...
Каждая фирма снимает небольшой боксик и рекламирует свою продукцию. Чисто по-американски — тут и леденцы, и пивом бесплатно угощают, и громадные куклы ходят, и музыка гремит, и телевизоры в человеческий рост... В боксиках — хорошенькие девушки — чтобы привлечь, остановить, они смотрят так завлекательно, улыбаются, короче, готовы на все — ловят потенциальных покупателей своих идей, как рыбу... Как только клюнуло — они тут же что-то дарят, чем-то угощают, и начинается разговор... И вот во всем этом шуме, громе, грохоте музыки, конфетах, пиве, возгласах, встречах, подписаниях контрактов — мы. Единственная там российская студия. Скромные. Купили боксик 2x3 метра за пять тысяч долларов, поставили «видюшник» и стали на нем нон-стоп крутить свои фильмы. Конечно, мы не могли сравниться с «Парамаунтом». с их искусственным водопадом, под которым стоял столик и руководитель делегации заключал контракты... В самом центре были фирмы «Элвис Пресли» и «Дисней», «Барби» — с гигантскими куклами, паровозиками, настоящими машинами... Нам все это было недоступно, так что наш боксик оказался на окраине выставки. У нас была как бы «однокомнатная в Чертанове на первом этаже»... Но мы уже были в положении рыбака — сидим и ждем, когда кто-то клюнет...
— Если «клюнет» и Америка купит ваш фильм, мы здесь его никогда не увидим?
— Ну почему? Думаю, они просто нам его подарят — их сильно интересует наш рынок. То есть, как ни странно, они даже заинтересованы в показах своих фильмов здесь, а некоторые даже готовы за это платить. Им нужно, чтобы люди узнали и полюбили их персонажи.
— Похоже, в Америке мультипликационные персонажи живут, как артисты эстрады...
— Да, примерно так. Как артисты, как политические деятели, как президент — люди, на которых приходит мода. Потом к ним привыкают, они надоедают и сходят со сцены...
— А как вообще возникают мультфильмы? Как вы придумываете персонажи?
— Я расскажу об этом на примере нашего последнего фильма «Новые русские». Некая фабрика игрушек решила работать по западной схеме — создать мультфильм, сделать популярными персонажи, а потом выбросить на рынок соответствующие
игрушки. Они обратились к нам. Я подумал, что раз персонаж новый, почему бы ему не возникнуть на глазах зрителя — то ли в мастерской художника, то ли на игрушечной фабрике... Но он должен создаваться для чего-то... Для чего?.. Например, в городе происходит какой-то потрясающе интересный праздник игрушек. И все игрушки — от Матрешек до Барби — прибывают на этот праздник. А наш герой стоит в мастерской художника, с одним глазом, еще не раскрашенный. Он очень хочет пойти на праздник и начинает сам себя доделывать... В итоге у него глаза оказываются разноцветными и по-характеру он какой- то... недоделанный... Он из резины, точнее, из пластизоля, мягкий, прыгучий... Назвали мы его Тамми-Гамми. Тамми — это по-английски Томми. А Гамми — «резиновый». Имена всех персонажей придумывались сначала по-английски — мы торопились закончить фильм к лицензинг-шоу. ...И, значит, Тамми выглядывает из окна — страшно, но он прыгает. Очень хочется на праздник. И попадает в совковый двор. Мусорный бак... Быт, знакомый каждому... И — кто там может оказаться?
— Кошка?
— Правильно. Видите, как все просто. Но это не просто кошка... Я стал думать — какая она по характеру? Если он такой никудышный неумеха... Такой Чаплин немножко... Значит, чтобы была интересная пара, кошка должна быть совсем другой... И получился такой секс-символ двора. Роскошная кошечка. Самая красивая в этом дворе, может быть, даже в городе... Такая кошечка- женщина, очень кокетливая. Такая Кити-Катя. А как с ней познакомиться? Когда Томми выпрыгнул из окна, он шлепнулся на пакет с молоком. Молоко брызнуло, и капля попала на кошечку. И тогда она обратила внимание на нашего героя. Но не как на героя, а как на источник этого молока. Он-то подумал, что Катя к нему идет, а она шла к молочному пакету. Она долизала молоко и пошла обратно.И наш герой понял, что она его не любит... Пора возникать следующему герою... Для этого должен быть какой-то конфликт. Надо его завязать... Кошечка подпрыгнула, взвизгнув от боли, — кто-то выстрелил в нее из рогатки. Так появился наш главный отрицательный персонаж — Майкл Мэтл. Мы долго искали ему имя, а потом решили назвать его так, как он сам себя называет. Ему нравится американизированная культура. Он рокер, у него мотоцикл, всякие гремящие примочки... В общем, Тамми-Гамми нейтрализовал Майкла, и они с Катей пошли на праздник через весь этот совковый пейзаж. Вдруг открывается люк, и оттуда высовывается еще один герой — в каске, это — Ваня-Молоток. Он шахтер. Больше всего любит свою шахту, свой отбойный молоток, свой, пусть небольшой, но заработок. Он присоединяется к Тамми и Кате, и втроем они пробираются на праздник. Вдруг налетают летучие мыши, а вместе с ними вот такой птеродактиль. Он грустный, потому что все его родные и близкие давно умерли, и он живет среди летучих мышей, которые напоминают ему детство, но в решающую
минуту, когда начинается битва, он вспоминает, что, если бы не его давно вымершие предки, не было бы сегодняшних птиц, самолетов — всяких «Буранов» и «Шаттлов». И он расправляет крылья и вступает в бой в небе, защищая наших героев... Вот так, примерно, придумываются мультфильмы. А нарисовал наших героев замечательный художник — С.Тюнин.
— Но вы теперь не только писатель, но и один из руководителей «Студии13». Как это вам удалось завести свою студию?
— Возникла идея. А почему бы не попробовать? Создаются же разные фирмы, акционерные общества... так вот и появилась студия. Я являюсь художественным руководителем.
Наш главный режиссер — Владимир Тарасов. Если будете писать, напишите, пожалуйста, что он большой режиссер в прямом и переносномсмысле — он весит сто двадцать килограммов, и у него фестивальных фильмов, наград, и он заслуженный деятель искусств России. Третий человек — генеральный директор Александр Лебедев. Он моложе нас, ему 36 лет, очень талантливый во многих областях, особенно в области коммерции. Четвертый партнер — Игорь Десятников — очень мощный предприниматель. Был у нас компаньон — Петр Бабаханян. Но, к моему глубокому сожалению, наши пути разошлись. Мы поделили права и обязанности соответственно склонностям каждого.
— Права-то вы поделили, я деньги где взяли?
— Коммерческая тайна.
— Может, приоткроете ее?
— Последний наш фильм спонсировал Аэрофлот.
— В Аэрофлоте все настолько в порядке, что они могут себе позволить спонсировать фильмы?..
— Ну, это не такие большие деньги по сравнению с тем, сколько стоит один самолет.
— После перестройки вам работать стало лучше или хуже?
— Тогда, наверное, жил спокойнее. Я никогда не занимался политикой. Писал рассказы, пьесы, придумывал мультфильмы... Того, что зарабатывал, мне хватало. Тем более в условиях той жизни, довольно ограниченной по потенциальным возможностям. Сейчас меньше сижу замашинкой, а больше приходится заниматься добыванием денег, бегать, искать связи, суетиться... Не могу сказать, что я это люблю. Я бы с большим удовольствием сидел, придумывал, печатал.
печатал.
Спросите, каковы мои творческие планы.
— Каковы ваши творческие планы?
— Сейчас пишу одну вещь, которая мне очень нравится, но пишу ее, в силу нашей суетной жизни, урывками. Это история о том, как в одной деревушке, расположенной от Чернобыля очень далеко, в силу странного Чернобыля очень далеко, в силу странного стечения обстоятельств (во-первых, жители накануне пили краснодарский портвейн, во-вторых, чернобыльский взрыв повлиял на состояние атмосферы) все мутировали. Но мутация произошла веселая — в них проснулись свойства, таланты, о которых они и не подозревали. Особенно сильно мутировали спившиеся люди, алкоголики. Один начал выдавать какие-то гениальные научные идеи, другой стал живописцем... Это такой шагаловский мир, в нем происходят потрясающие события, о которых вы все и узнаете со временем. Может быть.
— Скажите, ожидаются ли новые серии «Ну,погоди!»?
— Мы недавно закончили 17-ю и 18-ю серии. Знаете, для меня удивителен успех этого фильма. Я сам всегда с иронией относился к нему, считая, что это не самое высокое, что я создал в своей жизни, не самое интересное и отнюдь не исчерпывает моих возможностей. Но время идет, и каждое новое поколение находит в этом фильме свой интерес. Так что я с годами переменил мнение — раз всем нравится, значит, что-то в нем есть такое... А вы как считаете?
Наталья ЛОГИНОВА