Дочитал в несколько подходов "Иконографический беспредел" Сергея Зотова (проект "Страдающее Средневековье, вроде как, был запущен тоже при его участии). Наглядно, занимательно и без какого-либо стеба, как можно было ожидать по отзывам в интернет-медиа и особенно в ЖЖ.
Различные курьезы и странности на иконах - лишь один из нескольких аспектов, которые освещены в книге. Упомянуты и маргинальные иконы Сталина, и та демонтированная мозаика с Шойгу из храма ВС, и украинские аналоги, вроде Страшного суда над "клятыми москалями" в львовской церкви, но не ради политизированности все это писалось.
Здесь, скорее, о постоянном развитии иконописи, о том, как новаторство сочетается с канонами. Есть и примеры постоянного влияния церковного и светского искусства друг на друга. О палехских миниатюристах, которые после революции перешли на другие сюжеты. О том, как иконные образы, такие, как Георгий Победоносец, отразились в советских плакатах времен Гражданской войны. О пропаганде белых, увы, не сказано, хотя эти решения и образы у них более явные (А было ли и у зеленых что-то похожее? Вряд ли).
О проявлениях современности - сейчас многие с трудом понимают, что такое канонизация, а иконы таких святых как, скажем, Александр Шморель или новомученики-юристы Иван Ковшаров и Юрий Новицкий, растрелянные в начале 20-х, удивляют. О символическом изображении каких-то исторических фактов. Меня, например, впечатлило, что есть уже устоявшаяся традиция создания таких икон, как "Чернобыльский Спас" и "Богоматерь Чернобыльская", в воспоминание тех событий.
И - пара примеров канонических по содержанию икон, но с необычным материалом.
Дорожные рыбацкие иконы, написанные на сушеной камбале:
И уникальная в своем роде икона на китовом позвонке, хранится в Коми: