Корейское кино (фильмы + сериалы) - это как корейский алкоголь. То есть, есть широкий и преданный круг почитателей, но "для масс" это что-то под знаком вопроса. Многие смотрели "Сквозь снег" или "Олдбоя", еще больше слышало странное слово "дорама"... но на этом, как правило, всё, как и у меня. Но в последнее время в мою раковину стали стучаться подозрительно часто: сначала "Паразиты", потом два сезона "Королевства" (зомби-апокалипсис в средневековой Азии - свежая струя!). Есть и другие локальные успехи (испанская "Платформа", французский "Кислород", да и наш "Спутник" тоже), но так получается, что у корейцев это получается чаще.
И вот "Игра в кальмара", о которой всю осень только и было слышно из каждого утюга. Зайдите в любой магазинчик, где торгуют поделками по Амонг ас и масками Гая Фокса, и что вы сейчас там увидите... Прааавильно.
Почему именно тот или иной сериал вызывает такой форс, невозможно сказать. С "Кальмаром", наверное, сошлись несколько факторов: и страна производства, и запоминающийся визуал, и тема игры на выживание. В нем, конечно, успели увидеть обличение "азиатского капитализма" и насчет части игроков, наверное, так и есть, но что касается главного героя и его друга детства - то тут всё куда проще. Давно было сказано, "если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек".
Что же сам главный герой сериала, Сон Ки-Хун? О, это классический, сказочный, Сон-дурак, человек где-то под сорок, разведенный, спускающий мамкины деньги то в бандитских казино, то на скачках, то еще где, способный на проблески эмпатии, но так, в что в основном ему это выходит боком. Несколько лет подряд он катится по наклонной, в какой-то момент со дна стучат - и тут к нему подсаживается хорошо одетый и пахнущий серой молодой человек и заводит какой-то неочевидный разговор. При чем тут игры, в которые Ки-Хун играл в детстве? Конечно же, вербовщик оставляет ему выбор, вот только делать что-то кроме того, как звонить по номеру на оставленной ему визитке Ки-Хуну уже и нечего. Возможность прекратить игру будет и после первого испытания, на котором поляжет почти половина игроков - игра смертельная, но добровольная! Но многие из оставшихся вернутся и будут погибать за постоянно увеличивающуюся сумму, сотрудники "службы безопасности" паковать их тела в веселого вида гробы, а таинственные зрители-"випы" наблюдать за этим всем.
Сами игры и их визуал, яркие безумные цвета, в которые разукрашены "арены", спортивные куртки участников и маски охраны - это, конечно, то что сразу выкупает сериал, они и привлекают глаз, и создают дополнительное напряжение. Вряд ли бы без этой составляющей сериал стал бы таким меметичным. Персонажей много, но стоит понимать, что не все они толком раскрыты. Что Распорядитель (ему попытались додать "моральной неоднозначности" и прошлого, но вышло имхо очень так себе), что Вербовщик, что пресловутые випы ("- х%ипы!") - не надейтесь на их раскрытие, а вот противники из числа других игроков вышли очень даже яркие, за ними интересно было наблюдать. Но на всякий случай - это не "Королевская битва", здесь нет никакой полифонии и их линии не равнозначны. Хотя что-то вроде второй сюжетной линии здесь все же есть - и в ней нам как раз покажут жизнь персонала.
И вот тут возникают вопросы к формату игры. Окей, ее сделали закрытой, для ОЧЕНЬ узкого круга зрителей, это уже решает ряд проблем, обычных для сюжетов с "играми на выживание". Но тем не менее, все равно непонятно, как при таком числе вовлеченных людей и вбуханных средств удается обеспечивать анонимность. В первую очередь, анонимность тех самых ребят в масках, конечно, но и не только их. Хотя о чем это я: они умудрились наладить торговлю органами игроков с соседним государством и по всем намекам деньги идут мимо организаторов игры.
И наконец: осторожно, спойлер.
читать дальше

Ах да, создатели сериала, конечно, заметили эту внезапную популярность всего корейского и подмигнули зрителю в одной из сцен.