Русская эмиграция - это неисчерпаемая тема, конечно. Кроме таких известных судеб, как "отец вертолета" Сикорский или, например, пилот и изобретатель Александр Прокофьев-Северский (о нём, например:
mywebs.su/blog/people/12034/), есть множество других, которым не так повезло с узнаваемостью.
Например, Петр Иванович Секретев, основатель автомобильных войск России. За то, что в нашей стране появилась первая автошкола, а в армии автопарк, спасибо нужно сказать в основном ему. Деятельный, абсолютно пламенный человек.
По рождению он потомственный казак, и было бы, наверное, логично, если бы пошел служить в кавалерию, но Секретев выбрал новые технологии. Закончил инженерное училище, потом политех, служил сначала в саперном, потом в железнодорожном батальоне и там, уже в офицерском чине, начал исполнять свою мечту о механизации армии. Точнее, сначала была идея об автомобильных ротах при железнодорожных батальонах, но выросло это в итоге в новый род войск.
В 1910м, за четыре года до войны, император наконец подписывает указ о создании в Петербурге первой в России учебной автороты - с капитаном Секретевым во главе. Тот едет в столицу. Парк машин первой автороты пока невелик- всего один автомобиль, и тот французского производства. И началось: анализ опыта союзников-французов (вот у них с механизацией в войсках все было хорошо), производство своих грузовиков на заводе Руссо-Балта в Риге, подбор кадров, первые пробеги... Между делом Секретев рисует и утверждает и эмблему автовойск России. Вот эту:
читать дальше
До наших дней дошла с минимальными отличиями:
Уже в 1911 провел автопробег легковых автомобилей "Гатчина-Красное село", в следующем месяце - первый пробег грузовиков из Петербурга в Москву и обратно в Петербург. Со стороны династии этим пробегам и вообще всей деятельности Секретева (уже полковника) покровительствовал великий князь Дмитрий Павлович. Восемнадцатилетний князь, наверное, один из главных в стране фанатов всех этих больших и рычащих машин, это видно хотя бы по его фотографиям
И то, что делает Секретев, разумеется, было ему по душе. После еще одного, самого масштабного, пробега, полковника представили императору, который идею поддержал. Покровительство выше некуда и к 1913 году, перед самой, войной, казак-автомобилист наконец-то выбил организацию в столице Военной автошколы. Как раз вовремя... и даже с небольшим опозданием.
Во время Первой мировой броневики и грузовики Секретева хорошо показали себя на территории Польши в боях против немцев. В переименованной в Петроград столице уже приличный автопарк. Курирует автошколу Дмитрий Павлович (его представление кутилой и ловеласом слишком однобокое, было и это, но в целом князь кажется был более сложным человеком, чем приятно считать), фактически всем рулит Секретев. Он командует всеми автомобильными войсками Русской армии, санитарный транспорт тоже на нем, денег на закупку новых машин никто не жалеет, всё для победы! Всё хорошо? Не совсем - в это же время его обвиняют в коррупции. Тут была очень масштабная интрига, ее цель в основном в том, чтобы свалить военного министра Сухомлинова (и это удалось), а Секретев попал под раздачу в основном случайно, но его враги этим воспользовались. Слухи дошли до царя... и Николай от них отмахнулся, повелел дело против генерала прекратить и сказал что ему он полностью доверяет.
Секретев продолжает руководить автошколой и готовить в ней кадры, и среди этих кадров - молодой поэт-футурист Владимир Маяковский.
"Как Маяковский в армии служил" - это, конечно, отдельная песня, к счастью, эти события более известны, да и пост не о нем, а о Секретеве, так что совсем коротко упомяну. Был Владимир Владимирович военнообязанным, и осенью 1915 года ему подошла очередь отправляться на фронт. Делать это Маяковскому совсем не хотелось (хотя годом раньше он, охваченный патриотизмом, сам хотел записаться добровольцем), лучше уж, как и раньше, рисовать агитацию в тылу, поэтому Маяковский стал искать выход. В конце концов с помощью Максима Горького он смог устроиться в тыловую часть - чертежником, при Военной автошколе, как раз под командованием героя поста. Сам в дневнике писал об этом так: "Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто". Тут великий футурист сильно прибеднялся. Рисовал он всегда хорошо, в интернете можно найти его рисунки. И с чертежами после недолгой тренировки Маяковский тоже освоился. Так что хотя "Вам!" написано им не из окопа, свой вклад в войну Маяковский тоже внес. Служил неплохо, в целом для себя ненапряжно, прокатился на великокняжеском автомобиле, а в конце января семнадцатого года получил из рук Секретева серебряную медаль "За усердие".
К тому моменту самого князя уже отправили в ссылку на Персидский фронт. А еще через несколько дней - началось... В Петрограде беспорядки. Царь приказывает их срочно подавить, ответственным назначает Сергея Хабалова. Хабалов требует у Секретева технику. Секретев выслушал приказ и... ничего не сделал. Его машины не покинули автопарк.
Почему? Может быть, Петр, как и другие военные, сам был втянут в заговор. Может быть, хотя он и был монархистом, но планировал признать новую власть и заниматься при ней тем же, чем и при старой. А может, просто не хотел никак участвовать в начинающейся смуте.
У Хабалова ничего не получилось, теперь к генералу обращаются революционеры из Петросовета. Требование то же: предоставить им машины. И снова молчаливый отказ.
И тут на сцену опять выходит Маяковский. Поэт решил что сейчас самое время благодарить своего покровителя, и привел к нему отряд революционных солдат, которые и арестовали Секретева. А во главе автошколы поставили... самого Маяковского. Очень характерная деталь: вот такой цирк и начался сразу после Февраля. Правда, Маяковский пробыл на этом посту всего несколько дней, а потом оформил себе справку и наконец-то навсегда попрощался с армией.
Секретева доставили в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, как и многих других царских чиновников, начали шить дело. Припомнили старые слухи о коррупции, попытались обвинить в связях с Распутиным (куда без этого!). Вот только накопать не получилось ничего и эти обвинения быстро свернули. Секретева держали в бастионе и дальше, но не вызывая на допросы даже как свидетеля и не выдвигая никаких обвинений. Шли месяцы, наступил октябрь, власть сменилась, а Секретев все сидел и сидел.
Примерно в таких условиях, скорее всего, и сидел.
Пока наконец большевики, видимо, не оценили весь идиотизм ситуации, и не выпустили его на свободу. Петр Иванович после этого, естественно, едет на Дон, но... То ли он с самого начала не поверил в перспективы Белого дела, то ли просто не сошелся характерами, но упоминаний о его деятельности в рядах белых я не нашел, а уже осенью 1919 года он покидает Россию навсегда, уезжает во Францию.
Но как и Северский, как и многие другие, Секретев был не таким человеком, чтобы за границей сидеть сложа руки. Чтобы продолжать заниматься делом жизни, устроился на автомобильный завод в Париже, а вскоре опять создал автотехническую школу, уже для эмигрантов, и технические курсы. К тридцатому году, вспомнив инженерное прошлое, добился создания и Высших военно-инженерных курсов. Мало этого, читает лекции на высших военных курсах. По той информации, которую я нашел, Секретев не просто оставался монархистом, он верил в падение новой власти и в то, что он вернется домой и сможет снова работать в России. Но одним из последних действий помог соотечественникам за рубежом - на свои деньги организовал "Казачий дом" с приёмной, общежитием и библиотекой на русском.
Умер он в 1935 году от стенокардии, в 58 лет, что для такого энергичного человека не возраст. Маяковский в Советской России тоже не скучал, когда и как закончил жизнь - известно.