В этом году в кино начали снова разрабатывать сюжет о Пиноккио - осенью это делал Роберт Земекис, вот-вот должен выйти фильм дель Торо (как я понял, у него опять про фашизм). Я не знаком с этим сюжетом, поэтому решил посмотреть хотя бы пересказы и примерно узнать, в чем там отличия.
Что сказать? Скорее всего, те, кто пишет, что "Толстой смог сделать из этого затянутого морализаторства шедевр", правы. Хотя забавно, что итальянца Карло Коллоди ограбили, подобно лисе Алисе и коту Базилио, сразу два советских сказочника читать дальше .
Но я тут как раз об этих персонажах. Понятно, что сюжет Алексея Толстого быстро ушел в сторону от оригинального. Но меня удивило другое - в сказке Коллоди никаких Алис и Базилио нет. Есть безымянные кот и лис, оба мужского пола. Так что "красный граф" еще тогда применял "правило 63", мняя персонажам пол. И не он один - у Алана Милна вообще-то персонаж по имени Owl тоже "он". Но мне кажется, это из-за того, что в русском языке сова - однозначно "она" (переименовать в Филина? Так это другая птица.).
Могли ли у Толстого быть Кот и Лис? Могли, но видимо, он решил, что сделать парочку мошенников разнополой интереснее, тем более что в этой истории и так мало женских персонажей, которые на что-то влияют. А заодно дал им имена - они же не единственные кот и лиса в этом сеттинге.
А после этого они уже зажили собственной жизнью. В повести Толстого-то они скорее всего просто напарники по нищенскому и криминальному промыслу, ничего личного. Но уже в фильме 70-х химия между ними не вызывает сомнений. Тут разные факторы повлияли - от того, что исполнители этих ролей (Ролан Быков и Елена Санаева) и в реальности были мужем и женой, до того, что в русских сказках кот с лисой вполне себе состоят в отношениях. Так что мешает им быть парой и тут?