Дочитал тут книгу Бригитты Хаманн "Гитлер в Вене: портрет диктатора в юности". Взялся, потому что осознал, что очень смутно представляю себе привычки Гитлера, и терпеть такое нельзя.
Таки да, книга очень интересна в смысле формирования его личности и идеологии, которую он по кускам заимствовал отовсюду. Одно из открытий: в молодости Гитлер в общем-то почти и не был антисемитом (хотя почти все его политические кумиры уже антисемиты в той или иной степени). То, что он стал им именно в космополитичной, мультикультурной Вене с большим процентом еврейского населения, хотя и убедительно звучит, но фактами не подтверждается. А легенда о том, что Гитлера завалили на экзамене в художественную академию евреи-профессора тем более легенда и есть.
Конечно, дальше данные о венском периоде Гитлера, были как следует подчищены, но каких-то антисемитских высказываний знакомые с ним в те годы (1908-1913) люди не припоминают, а вот нейтрально и даже положительно о евреях, и не только о каких-то конкретных, а о нации в целом он часто говорил. К славянам в этот период Гитлер относился хуже (а славяне в Вене тогда это как правило чехи, и даже позже, уже в Майн Кампф, если где-то написано "славяне", то в первую очередь в виду имеются именно чехи, а уже потом все остальные).
Больше того, с некоторыми евреями, тоже жившими в мужских общежитиях, около самого дна общества, Гитлер даже приятельствовал - нужда сближала. А главным покупателем его картин был венский торговец Самуэль Моргенштерн - он и покупал их чаще, и платил больше остальных.
Подходи, торопись...читать дальше
Начинается же антисемитизм Гитлера, скорее всего, тогда, когда он, лежа в военной госпитале узнал о поражении в мировой войне и революции в Германии. И в том и в другом обвиняли евреев и Гитлер принял это близко - а все, что было с ним раньше, все контакты с евреями в Вене уже задним числом подгонял под призму сложившегося позже негативного образа.
Но основная тема здесь - отношение Адольфа к Вене (и Вене, да и Австрии в целом, автор уделила не меньше внимания, чем Гитлеру). Это повторяющаяся история. молодой провинциал приезжает штурмовать блестящую столицу, к которой испытывает какие-то чувства. Гитлер Вену ненавидел. Этот многонациональный город, один из главных мегаполисов земного шара (шестой по величине в мире и четвертый в Европе, уступающий только Лондону, Парижу, и Берлину), столица на тот момент авангардного искусства (которое в газетах уже тогда называли "еврейским") олицетворял собой все то, что Гитлер недолюбливал и чего боялся. Ему было по душе что-то более провинциальное, скромное, этнически однородное. Более немецкое, как город его детства Линц или Мюнхен. Кое-что в Вене ему нравилось, например, архитектура, но впечатления были так сильны, что он старался лишить Вену столичного статуса, покончив заодно со всей австрийской государственностью.
И вот тут об этой государственности и нужно кое-что сказать. Вообще, когда слышим "Австро-Венгрия" включается определенный блок ассоциаций - Фрейд, венские кофейни, словосочетание "лоскутная империя"...
Устроена она к 1908 году была довольно сложным образом. АВИ делилась на две части. Казалось бы, логично, на Австрию и Венгрию, но нет, всё было куда сложнее.
На Цислейтанию и Транслейтанию, граница между ними проходила по реке Лейте. И в общем-то, уже по этой карте видно, что эти две части были непохожи.
Транслейтания (зеленая на карте) - да, включала в себя в основном Венгрия (с частью Хорватии и Словакии), была куда проще устроена административно и имела меньше национальных и религиозных проблем. При этом у нее были свои вооруженные силы, парламент, премьер-министр и почти полная свобода во внутренних делах.
Цислейтания же, со столицей в Вене, и была той самой лоскутной империей. Немцы в ней составляли всего 30%, а по всей империи - где-то в районе 20%. Для сравнения, в Российской империи примерно в те же годы русских ( к ним тогда в переписи причислялись все три восточнославянских народа) было больше 65%, из них конкретно великороссов - 44%.
В австрийском парламенте тоже были представлены разные национальности, в итоге получалось так, что сами по себе немцы вроде бы там имели численное преимущество над остальными, но стоило хотя двух другим, допустим, полякам и чехам, объединиться, и это преимущество испарялось. И естественно, каждая национальная группировка была разделена на несколько партий - так, депутаты от Галиции и Лодомерии, для простоты все именуемые "русинами", делились на три группы: тех, кто за то ,чтобы оставаться в составе Австро-Венгрии, за присоединение к России и за попытку запилить свое, украинское национальное государство.
Да и сами немцы были там расколоты на два лагеря - условно, "черно-желтых" и "черно-бело-красных", "патриотов" и "пангерманистов". И если первые сохраняли верность стране и династии, то вторые высказывались в том духе, что у немцев уже есть правильное государство, то, что со столицей в Берлине. Пусть эти славяне делают что хотят, венгры так вообще уже сейчас практически независимы, а области с преимущественно немецким населением должны взять и войти в состав Германии, а этот ваш Франц-Иосиф вообще не нужен. Раскалывал их и религиозный вопрос: патриоты были в основном католиками, пангерманисты протестантами, хотя Гитлер выделился и тут - ярый пангерманист, но номинально считал себя католиком.
Так что уже в 1908 году, года Адольф начинал обживаться в Вене, империя стояла на грани гражданской войны. Аннексия Боснии и Герцеговины вызвала такие протесты, что в саму Вену, Прагу и другие крупные города пришлось вводить войска, и то не было железной гарантии в их лояльности. Если венгерские вооруженные силы были, собственно, венгерскими, то австрийская армия не воспринималась как своя ни чехами, ни итальянцами, ни даже многими немцами. Гитлер переехал из Вены в Мюнхен именно потому, что косил от армии, это описано детально. И с началом войны добровольцем в армию Германии он тоже записался в том числе и из-за того, чтобы не служить в австрийской.
И при всем том, включая и то, что Вена как столица сильно обгоняла остальную Австрию, это государство на взгляд Бригитты Хаманн не выглядит обреченным на крах. На трансформацию - да, и Хаманн объективно показывает габсбургскую бюрократию вполне прогрессивной силой , скажем, именно она сдерживала народный антисемитизм. Но своих радикалов австрийцы так и не удержали. Как не удержали их еще в одной империи, Российской.