Вообще, когда я читал Хаманн, думал, был ли возможен германоцентричный мир? При этом я не германофил от слова совсем, так что было интересно представить такую конструкцию, не скатывающуюся в антиутопию.
Некая возможность такого может скрываться в ином исходе Первой Мировой в раскладе, исключающей дальнейший реванш.
Обычно говорят, что треугольник самая устойчивая фигура, поэтому к началу XXI века в этом мире три полюса: Вашингтон, Берлин, Пекин (с Токио было бы слишком банально). Скажем так, этот вариант - не моя персональная утопия, но я бы оценивал его как приемлемый.
Германский блок - этакий "Евросоюз" этого мира, соединенное густой сетью железных дорог единое экономическое и культурное пространство на базе союзных Германии государств Центральной, Северной и Восточной Европы, в основном монархических (распространяющееся и дальше, на Ближний Восток, в Турцию и Персию). С маркой как второй, а местами и первой валютой и немецким языком как лингва-франка.
[здесь звучит "Die Wacht am Rhein"]
По каким-то причинам - может быть, победа во Франко-Прусской войне не так убедительна и одержана большей ценой и с меньшим результатом, может, вместо Вильгельма кайзером становится кто-то более договороспособный (допустим, Генрих Прусский, его младший брат), то ли и то и другое вместе, но наметившийся союз Германии и России сохраняется и дальше. Германский фактор в индустриализации России заметен, а в целом пока она идет по канве реальности. Золотой стандарт, Транссиб... Русско-Японская война. Почти в те же сроки, примерно с такими же результатами и сделанными из нее выводами.
Где-то в районе 1915-го хотя по другой причине, но начинается-таки Мiровая. Германия, Австро-Венгрия, Россия и Италия против Англии, Франции, Турции и Японии. "Победы до Рождества", на которую надеялись все участники, не случается и тут, вместо этого бойня на суше и в море на несколько лет. Германии, впрочем, легче, так как нет Восточного фронта, так что германский блок в итоге побеждает. И в общем-то, это стало последней большой войной на территории Европы. Случались, конечно, столкновения, а в начале сороковых пришлось раскатать панцерами французский реваншизм - зато теперь Франция мировой центр анимации.
(Да, самого понятия "Первая Мировая война" тут не возникло, так как она была единственной. В германском Евросоюзе ее называют Weltkrieg, для англоязычных стран это Great War, а левые по всему миру обычно обозначают ее как "Империалистическую").
Османская империя расчленена, договора Сайкса-Пико здесь нет, вместо него нечто иное, так что границы на Ближнем Востоке проведены иначе, впрочем, там едва ли чем-то лучше, чем в нашей реальности. Вслед за ней, где-то в двадцатые-тридцатые годы рушится еще одна мультинациональная империя - Австрийская (жалко ее конечно, но в этом сценарии я не вижу перспектив для ее сохранения). Хотя австрийцы и были в числе победителей, слишком уж сильны оказались центробежные силы, особенно после того, как император Франц-Фердинанд пытавшийся ее реформировать, погиб от пули террориста. Немецкоговорящие регионы без большого труда интегрировала Германия, кое-что откусила Италия, совсем уж крохи перепали Сербии Обреновичей, на остальной территории возникли более-менее национальные государства. Довольно быстро внутри германского Евросоюза оформилась консервативно-католическая лига из Италии, Хорватии, Венгрии и Польши.
Да, и Польши, воссозданной из ее земель в составе Австро-Венгрии и России.
читать дальше
Судьба России здесь была довольно-таки сложной, поэтому Польшу отстегнули при первой же возможности, чтобы не мучиться ее и с ней. Военные годы были все же легче, Россия в основном подпирала сзади Германию, исполняя роль ее тыла. Российский корпус в Германии, естественно, воевал на Западном фронте, как воевал в реальности во Франции, но того сверхнапряжения сил не было. После победы удалось вернуть Южный Сахалин и приобрести что-то в Малой Азии, но вот собаку Проливы так и не подарили. Выяснилось, что противоречия, пригашенные на время войны, никуда не делись, да и мировой экономический кризис конца двадцатых стукнул крепко. Россию ждало второе, дополненное и расширенное издание 1905-го года: с многотысячными демонстрациями, пожарами усадеб, республиками-однодневками и мятежами национальных окраин (поляки тут были в первых рядах). Пришлось отрезать эти окраины от себя - то Польшу, то Финляндию, а уже во второй половине века и Туркестан. Все-таки, целых две соседние империи распались прямо на глазах царского правительства, это его весьма впечатлило. Постепенно разрозненные группы протестующих сцементировались в Объединенную Социал-демократическую Партию России, и договариваться с ними стало уже легче, по крайней мере, появилась такая возможность.
Единство России и монархическую форму правления удалось сохранить - путем масштабного "левого поворота", занявшего не одно десятилетие. И осуществляло этот поворот поколение, в нашей реальности прореженное на фронтах Мировой и Гражданской войн, во время Тамбовского, Кронштадтского и иных восстаний, а обосновывали его деятели вроде Александра Чаянова и Питирима Сорокина.
читать дальше
Отступление-1: Да, большевики в этом мире не имели успеха, и название их партии говорит что-то разве что специалистам по истории левого движения. Из советских лидеров судьба благоприятнее всего сложилась, как ни странно, у Никиты Хрущева. Работал себе на чугунолитейном заводе Эдуарда Боссе, дорос до начальника цеха, в какой-то момент переехал в Германию. Его потомки - в общем-то обычные немецкие граждане и не владеют ни русским, ни украинским языками.
Конечно, реформы шли не всегда последовательно, порой тормозились, но уже положив руку на плуг, оглядываться назад было поздно. К началу XXI века император из династии Романовых выполняет, скорее, церемониальные функции и при этом по-настоящему любим народом. Россия, как и другие монархии Северной Европы, государство "скандинавской модели", со всем вытекающим из этого. Социальные гарантии, бесплатная медицина, "государство всеобщего благосостояния" и т.д.
Обратная сторона этого - в этом мире Россия, это, по сути, многомиллионная Дания. То есть... Кто вообще помнит, что происходило в Дании после Второй Мировой? Ах да, Евровидение. И еще жирафа в зоопарке усыпили. Вот так и тут. Конечно, Россия участвует в большинстве общеевропейских проектов, активно осваивает Арктику, а российские университеты стабильно занимают высокие места в разных рейтингах. Но русскому характеру этого до обидного мало - "Не то!", "Неправильно живем!".
читать дальше
Отступление-2: Разумеется, чувствительнее всего к этому российская молодежь. Ее злит эта мещанская, буржуазная жизнь, в то время, как в Центральной Азии, а тем более в Африке... и они жалеют, что не родились во времена героической борьбы с самодержавием. "Русские мальчики" Достоевского, тип, воспроизводящийся в разных поколениях. "Ваши легкие горят в вязком воздухе земли" - так писал об их идейных предшественниках лауреат Нобелевской премии по литературе 2008 года.
Кто-то из этого поколения был замечен - например, Елена Иванова, "Глас Севера", как ее окрестила мировая пресса. Родилась Елена в богемной петербургской семье, но часть ее детства прошла в Норильске, и именно эти воспоминания стали самыми яркими. Почему-то получилось так, что именно ее голос был услышан, когда фото хрупкой фигурки подростка с самодельным плакатом у стен Зимнего дворца появились в печати. Дальше было многое: привлечение внимания к другим экологическим проблемам, будь то загрязнение Байкала, вымирание северных оленей или предстоящее таяние полярных льдов. Встреча с императором. Переписка с лидерами политических партий. Встречи с иностранными лидерами во время мирового турне - воспринятого неоднозначно, в том числе и как "провокация русских спецслужб".
Есть и радикалы другого плана, правые, и они тоже имеют поддержку среди молодежи. Впрочем, правизна здесь выражается в основном к отношению к мигрантам, а религиозные консерваторы и традиционалисты ниже плинтуса и набирают на выборах в среднем два процента. Многие русские, в том числе и верующие, вовсе считают само существование таких объединений почти оскорбительным: "мы вам что, поляки?"
Так или иначе, а в Европе после германо-французской других крупных войн не было, а вот Азия другое дело. Японская империя не смирилась с поражением и продолжала попытки стать азиатским гегемоном, Китай вел освободительную борьбу, ему оказывали поддержку немецкие, российские и итальянские военные советники. Долго ли коротко, после многих черных страниц истории, японцы были вытеснены с территории объединенного Китая, а вскоре потеряли и Корею, замкнувшись в пределах своих островов. Дальше, в общем, два сценария.
Оптимистический - Япония часть сферы влияния США, в этом случае все относительно как в реальности, но иные национальные комплексы, побольше самурайского духа и масштабы "японского экономического чуда" куда скромнее.
Пессимистический - Япония уходит во вторую изоляцию и, по сути, превращается в "правое чучхе".
Вот Китай - тот довольно быстро поднялся от аутсайдера до одной из самых значимых держав мира, объединил под собой Юго-Восточную Азию (подобрав в том числе ничейную Монголию), и его блок мало чем уступает американскому или германскому.
Легче всего поражение в Мировой войне перенесла Англия - в сравнении с другими странами, ее ущерб был в основном моральным, породив "потерянное поколение". Да, какие-то колонии в Африке пришлось уступить Германии (а так как немцы от отличие от англичан и французов не были хорошими колонизаторами, деколонизация началась даже раньше, чем в нашем мире). Отношения с доминионами после поражения тоже пришлось выстраивать на новых условиях, и это привело к переделке Британской империи в Британское Содружество наций на несколько десятилетий раньше. Соединенное Королевство в начала XXI века достаточно влиятельно, чтобы не зависеть ни от одного из трех полюсов.
Конечно, все это в очень общих чертах и тянет за собой вопросы типа "Что там с Циндао?", "Что там по лунной программе?" или "Когда был создан Израиль?". На многие из них у меня нет ответа, для этого требуется куда более детальная проработка, а ее этот мир, имхо, не заслуживает. Но общие контуры представляются такими.