bohemicus написал у себя про МиМ, и не только про недавний фильм. Внезапно, наиболее близкой, почти побуквенно отражающей текст книги, был польский сериал конца 80-х, вплоть до того, что это единственная экранизация, в которой был Абаддона.

Выдержками, наиболее запомнившееся:
"...В СССР снимали огромное количество фильмов любых жанров и направлений, но если говорить о советском кино с претензией на интеллектуальность (или на истину, или на место в вечности или на что-нибудь ещё в этом роде), то это неизменно оказывалось кино про интеллигентов с устaлым, всё понимающим взглядом. Греческий раб, шеф гестапо, граф Калиостро - кто угодно становился в советских фильмах уставшим интеллигентом с умным глазами. Воланд, естественно, тоже. Оба постсоветских Воланда.

И Гафт, и Басилашвили - прекрасные актёры. Но в них нет инфернального начала. Они играют интеллигентов, ставших диаволами по долгу службы. "Работа такая". Напоминает один американский роман, в котором парень с перепугу убил пришедшую за ним Смерть, а оказалось, что Смерть - это должность, и занимать её приходится тому, кто убил предыдущую Смерть (не помню, как называется эта вещь и кто её написал). Инфернальное начало есть в Александре Филиппенко. Это актёр широчайшего диапазона, но особенно хороши сыгранные им злодеи, как земные, так и потусторонние. Они буквально излучают зло. Его Смерть в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты" я не забуду никогда, и даже в сказке "Там, на неведомых дорожках", снятой на уровне дeтcкого утренника, он так сыграл Кощея, что при его появлении на экране фильм переставал восприниматься как утренник. Eго Азазелло - это настоящий демон безводнoй пустыни, демон-убийца по своему естеству, а не по должности. Подозреваю, что в этой роли Филиппенко оcтанется непревзойдённым ещё очень долго, возможно - целую вечность".
читать дальше
Весь пост: bohemicus.livejournal.com/154869.html