bohemicus написал у себя про МиМ, и не только про недавний фильм. Внезапно, наиболее близкой, почти побуквенно отражающей текст книги, был польский сериал конца 80-х, вплоть до того, что это единственная экранизация, в которой был Абаддона.
Выдержками, наиболее запомнившееся:
"...В СССР снимали огромное количество фильмов любых жанров и направлений, но если говорить о советском кино с претензией на интеллектуальность (или на истину, или на место в вечности или на что-нибудь ещё в этом роде), то это неизменно оказывалось кино про интеллигентов с устaлым, всё понимающим взглядом. Греческий раб, шеф гестапо, граф Калиостро - кто угодно становился в советских фильмах уставшим интеллигентом с умным глазами. Воланд, естественно, тоже. Оба постсоветских Воланда.
И Гафт, и Басилашвили - прекрасные актёры. Но в них нет инфернального начала. Они играют интеллигентов, ставших диаволами по долгу службы. "Работа такая". Напоминает один американский роман, в котором парень с перепугу убил пришедшую за ним Смерть, а оказалось, что Смерть - это должность, и занимать её приходится тому, кто убил предыдущую Смерть (не помню, как называется эта вещь и кто её написал). Инфернальное начало есть в
Александре Филиппенко. Это актёр широчайшего диапазона, но особенно хороши сыгранные им злодеи, как земные, так и потусторонние. Они буквально излучают зло. Его Смерть в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты" я не забуду никогда, и даже в сказке "Там, на неведомых дорожках", снятой на уровне дeтcкого утренника, он так сыграл Кощея, что при его появлении на экране фильм переставал восприниматься как утренник. Eго Азазелло - это настоящий демон безводнoй пустыни, демон-убийца по своему естеству, а не по должности. Подозреваю, что в этой роли Филиппенко оcтанется непревзойдённым ещё очень долго, возможно - целую вечность".
читать дальше
"Маргарита Вертинской - это просто неудачная работа, настолько неудачная, что даже неважно, кто и как сыграл её Мастера. Маргарита Ковальчук, напротив, прекрасна, она почти идеальна, но y её Мастерa (Галибинa) погасший взор, причём не после пребывания в доме скорби, а уже в момент встречи с ней. Mужчина с таким взглядом вряд ли заинтересовал бы эту женщину".
"У Булгакова Маргарита - это тридцатилетняя состоятельная смертельно скучающая женщина, заводящая любовника, чтобы развеять суицидальное настроение. А Мастер - это её тридцативосьмилетний любовник, ради которого она готова продать душу дьяволу. И Снигирь с Цыгановым - первая пара, сыгравшая не писателя и его поклонницу, не идущих вместе до самого конца супругов, не трубадура и прекрасную даму, а любовников. Хорошо одетых людей с ироничными глазами, в поисках удовольствий и развлечений нашедших друг друга в этом безумном мире, в котором не стоит ждать ничего хорошего ни от кого, кроме разве что Князя Тьмы. Читая роман, я представлял Мастера и Маргариту именно такими, но не надеялся, что однажды увижу их такими на экране. Однако увидел. Снигирь в роли Маргариты безупречна (чёрт с ними, с предоставленными для съёмок драгоценностями фирмы "Картье", вы загляните в её глаза). О Цыганове говорят, что он всегда примерно одинаков. В общем, это правда. С другой стороны, многие отмечают, что в шляпе он похож на Булгакова. А это уже кое-что. Ведь и про самого Клинта Иствуда говорят, что у него два выражения лица - в шляпе и без шляпы. Не исключено, что Цыганов со своей скупой манерой игры находится на пути к величию.
А вот Август Диль велик уже сейчас. Велик вне всякого сомнения. Воланд Диля настолько хорош, что оторопь берёт. Исторически некоторые немцы добивались в России чрезвычайных успехов, вплоть до того, что одна немка стала лучшей русской царицей. Теперь один немец стал лучшим русским сатаной. Это великолепное воплощение вечного Зла, обаяние которого усиливает его вечная молодость (а с чего бы дьяволу быть старым, он времени неподвластен)".
Весь пост:
bohemicus.livejournal.com/154869.html