Григорий Николаев:
"Обсуждали сны и я вот о чем подумал.
Человек в нынешнем обществе просто набит информацией о мире. У него в голове лежит все - китайский костюм, африканские боги, идеи из фантастических книг, обрывки фильмов и сериалов. Так вот, влияет ли это на сны?
Вот живешь ты, положим, в деревне 200 лет назад. Что тебе снится? Я думаю, снилось что-то из окружения. Например, что дед Мокей колдун, а баба Марфа перекинулась в свинью. Возможно, снились фантастические города с платков, религиозные сюжеты, подчерпнутые в церкви. Короче, что-то, что ты получал из мира вокруг - но мир твой был ограничен деревней.
Но ведь сны должны эволюционировать. Мне вот (я не очень хорошо запоминаю сны, но что-то остается) часто снятся прямо жанровые сны, да еще с изысками. Иногда я слышу нарратора, иногда понимаю, что играю в этом сне роль. Последний сон, который я более-менее запомнил, был поразительный - там за ночь жанр менялся четыре раза. Сначала это были ужасы, но потом я передумал, и начался производственный роман (причем я и во сне смеялся над клише из советских книг о заводах). Производство кончилось и началась война, на фоне которой разворачивался детектив.
Я не помню ни героев, ни фабулы - но помню, что сон был довольно клиширован и все эти клише я видел. То есть в голове у меня от общей эрудиции и информационного общества вокруг огромное количество кубиков, из которых я складываю в своей голове кино.
Я не думаю, что я уникум. Никто как-то не задумывается, а ведь революция произошла и в онейросфере человечества. Наш спящий разум играет всей вселенной - и это очень круто.
Нет ничего лучше интересного сна".
Иллюстрация - Рене Магритт, "Фальшивое зеркало"