Самое начало весны, а тепло уже чувствуется) И темнеет теперь позже, приятно.
И так как сегодня женский день, то хочу упомянуть об истории одной из "забытых женщин" - там все почти по канону таких сюжетов.

Между двумя мировыми войнами, а особенно в конце двадцатых, киноискусство Германии было как минимум одним из сильнейших в мире. Среди имен, которые сразу тут нужно назвать, конечно, Фриц Ланг ("Метрополис", "Нибелунги", "Усталая смерть", "Завещание доктора Мабузе") и Фридрих Мурнау ("Фауст", "Носферату"). К ним, в принципе, примыкает и Роберт Вине ("Кабинет доктора Калигари"), а позднее появляется еще одна по-настоящему великая женщина-режиссер, о которой кинокритикам говорить не совсем удобно, но и замалчивать ее никак нельзя.

"Метрополис", кстати, в момент выхода в прокате скорее провалился, чем был успешен. Но это не мешает ему сейчас считаться одним из величайших немецких фильмов (и того времени и вообще) и подлинным шедевром Ланга. Много говорится о "вершине экспрессионизма" и "классике антиутопий". А о той, с кем славу Ланга стоило бы разделить, говорят как-то меньше, даже на уровне "а как ее зовут?".

А звали ее Теа фон Харбоу, и снят "Метрополис" был по ее роману. Над его переводом в сценарий она работала вместе с Лангом, потому что были они супругами. В общем-то, многие фильмы, принесшие Лангу известность, были сняты им по сценариям, написанным ими на пару. И в основе некоторых лежали книги фон Харбоу - так, например, кроме "Метрополиса" это относится к фантастическому фильму "Женщина на Луне". Писала Теа сценарии и для Мурнау - правда, не к самым известным его картинам.

Но слава распределилась неравномерно. Вот если бы Теа была киноактрисой и играла бы главные роли в снятых ее мужем фильмах, тогда бы да, а так (первый, к слову, муж Теи - ее брак с Лангом был вторым и последним - был именно актером и воплотил на экране образ "преступного гения" доктора Мабузе, а из других его заметных ролей Аттила в "Нибелунгах" и царь Петр Третий в неком немецком фильме о Казанове)...

Брак Фрица и Теи не был долгим партнерством творческих личностей - они разошлись уже в начале тридцатых. К тому моменту уже случится Гитлер. Фриц Ланг уехал в Париж, хотя его уговаривал остаться чуть ли не лично Геббельс. А Теа осталась и, больше того, возглавляла какую-то киношную ассоциацию. Перебравшийся еще до войны в США Ланг как-то не очень любил упоминать о том, что "Метрополис" снят по роману его бывшей жены. Так что литературная основа известна, мягко говоря, гораздо хуже.

Сейчас это положение дел хоть как-то, но начинает меняться - вышел вот роман фон Харбоу в переводе на русский Нины Федоровой. Так что желающие могут теперь сравнить книгу с ее киновоплощением.