21:16

И лампа взвоет как сурок
Планировал написать о впечатлениях от финала нового сезона Лапенко, а получилось как-то о сериале в целом)
Сериал "Внутри Лапенко" для меня, наверное, один из главных прорывов этого года. Я услышал о нем и посмотрел первые пять серий (весь первый сезон) на Ютубе этой весной, когда уже объявили самоизоляцию. И до этого видел какие-то скетчи, скорее всего, знакомство с этой вселенной началось с похода Катамаранова за грибами-подболотниками - "Меня ондатра покусала!" (с тех пор это моя первая ассоциация, когда где-то слышу название этого зверька). Но тогда еще не понимал, что это и откуда.
А когда посмотрел первую серию, сразу же вспомнил "Осторожно модерн-2". Здесь почти все роли сыграны одним актером, там их все-таки два - Нагиев и Рост. И Городок, и даже первый сезон того же Модерна - это все же не то. А вот именно второй, с семьей прапорщика Задова и их соседями, вот это наиболее близко. В обоих шоу все строилось на актерской харизме, максимально утрированных, но одновременно узнаваемых характерах и очень большую роль играла хорошо подобранная музыка, а еще квартиры героев, какие-то детали интерьера. Но в Модерне Питер нулевых, со всеми вытекающими. А гротескный мир города Катамарановска (который в итоге решили никак не называть) - куда более странное место, находящееся как бы вне времени. Можно сказать, конечно, что это такая очень условная Перестройка. Реалии 80-х и 90-х взяты поровну и как следует перемешаны. И если в Модерне больше бытового юмора (хотя и лиричных серий там хватало), то Лапенко удивляет наивностью и какой-то светлой тоской.
В первом сезоне Внутри Лапенко был сквозной сюжет - конфликт трогательно-неудачливого Инженера, чем-то занимающегося в своем НИИ, с группировкой "Железные рукава", но развитие он получил только в четвертой и пятой серии. А первые три - в основном были набором скетчей из жизни Инженера, группы "Багровый Фантомас" и других, прерываемые то рекламой, то передачами вроде "Загадки дыры" или "Сдохни или умри". Именно к концу четвертой серии пошли отсылки . Их и было-то - "Игла" и обе части "Брата", но шли они подряд и создавали просто убойное впечатление. Серьезно, к концу скетчевого пародийного веб-сериала Лапенко добился катарсиса. Архетипы повсюду. "Бойся гнева терпеливого человека", "хороший человек идет на войну" и всё в таком духе - и во втором сезоне, конечно, будет то же самое, а как иначе?
Второй сезон сделан с еще большим мастерством, но тут создатели уже пошли по другому пути. Вместо набора скетчей, сложившихся в одну, но камерную историю, тут почти с самого начала связный сюжет, в котором задействованы вообще все герои. Отсылок, которые так зашли зрителям в первом сезоне, стало гораздо больше, так что чувство "What?!" возникало в каждой серии и даже не по разу. И сразу основная претензия ко второму сезону - перебор с отсылками к "Игре престолов". Серьезно, за восемь серий их было реально много. Они даже чуть было не испортили последнюю серию. Ну ладно, воскрешение полковника Жилина действительно было смешным.
Но в целом сериал остался по-прежнему наивно-щемящим, пусть и добавились элементы социальной сатиры - они в итоге сыграли на создание тех же чувств (и Юра-журналист, конечно - это было внезапно - а Нателла Наумовна куда более серьезный претендент в диктаторы, чем Марк Багдасаров). Сложно говорить о развитии персонажей (ну какое развитие, вы чего? Оно далеко не всегда должно быть). Скорее, многие герои Лапенко открылись с неожиданных сторон. Особенно Катамаранов - в первом сезоне это просто "пьяный мастер" со странностями, появляющийся как рояль в кустах. Теперь же полно намеков, что он какая-то сверхъестественная околобожественная сущность) По сути, только Инженер и его Особа остались константами. Сначала решение показать Особу во плоти мне не показалось удачным. В первом сезоне-то было достаточно голоса в трубке и теплых слов Инженера о ней. Но потом... сцена в кафе под Корнелюка и еще одна, с отсылкой к Твин Пикс, были хороши, не спорю. А вот момент у телевизора... Желание не показывать ее лицо привело к тому, что молчащая Особа смотрелась странно и крипово, как выходец из "зловещей долины". Но последняя минута второго сезона искупила все - оно того стоило.
Линия Журналиста и Татьяны Восьмиглазовой была, конечно, по-своему милой - разве что Татьяна порой начинала говорить слишком уж понятно. Но зачем так задвинули Алису, девчонку в коробчонке? Этот персонаж заслуживает большего! А вот явление Гвидона Вишневского и его полотен порадовало сильнее. Он сыграл куда меньшую роль, чем я ожидал, но даже при минимуме сцен оставался одним из самых колоритных героев вообще всего сериала.
Что действительно изменилось - так это эпоха. Во втором сезоне уже 90-е вовсю. Позднесоветский, застойный, в целом уютный мир окончательно отпет и отовсюду хлынул хаос. Монолог Инженера в последней серии, в разговоре с Жилиным и Лидером ОПГ, наверное, квинтэссенция этого чувства. И в нем же - таки отсылки к дилогии "Брат", куда более тонкие, чем в первом сезоне.
Ну а дальше - финальный экшон, Катамаранов на бульдозере, возникающий подобно толкиновским орлам (этот твист был настолько очевиден, что даже внезапен), песня ДДТ и лицо Особы. Всеобщее очищение. Закончилось практически идеально.
Главное, что бы теперь создатели не захотели прыгнуть выше головы и не стали жертвами кризиса третьего сезона. И вообще торопиться не стоит, буду ждать сколько нужно, пересматривая эти два сезона, улыбаясь и осмысляя.

Комментарии
13.10.2020 в 21:23

.
Но зачем так задвинули Алису, девчонку в коробчонке? Этот персонаж заслуживает большего!
Тут всё просто: коллаборация с Яндексом закончилась, поэтому во 2-м сезоне этой линии нет. Её и в 1-й ввели чисто продакт плейсмента ради)
P.S. Я не слишком ужасные комментарии тебе оставляю? А то такой игнор, если что, ничего страшного, могу отчалить))
13.10.2020 в 21:40

И лампа взвоет как сурок
-ocean-, да не, я рад любому фидбеку и любым коментам) Просто бывает так, что ответить некогда либо нечего.
13.10.2020 в 21:41

И лампа взвоет как сурок
-ocean-, Её и в 1-й ввели чисто продакт плейсмента ради)
Но она получилась такой живой) От ее танца с Катамарановым, который в то же время танец внутри нее, веет Черным вигвамом.
Вот Твин Пикс там, в отличие от ИП, всякий раз был к месту.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии