И лампа взвоет как сурок
Ходил на "Петровых в гриппе". Тут сложились два фактора - и сама книга, которую я читал зимой 2018-2019, что ли, года, была очень атмосферной, втягивающей в себя и местами вводящей в состояние полусна, в котором видится всякое, и фильм начали снимать очень вовремя, когда мир наполнился температурящими. Разве что подкачало время выхода - странно смотреть такое теплой осенью, ведь сюжет это, в принципе, такая новогодняя сказка. Но трейлер уже намекал, что посмотреть, как книгу Алексея Сальникова переведут на язык кино, будет особого рода удовольствием.
Ну и что же, фильм не подкачал, уже сейчас понятно, что для меня будет одним из кинособытий этой осени. Сюжет романа, который в целом остался без изменений, заключался в том, как расшатанная семья из трех человек в городе Екатеринбурге года примерно 2006-го накануне Нового года заболевает гриппом и попадает в какой-то трип, на автоматизме при этом выполняя свои повседневные задачи, путая реальность, сон и температурный бред, уходя в свои воспоминания, сталкиваясь с мутными незнакомцами и не менее мутными старыми знакомыми, насчет которых непонятно до конца, а существуют ли они на самом деле, а если существуют, то люди ли? В конце концов, в том болезненном мире, куда они одной ногой ступили, может быть вообще все что угодно. К финалу все разрозненные моменты сложатся воедино (если внимательно смотреть, а еще лучше прочитать перед этим) и все трое, с помощью чуда и аспирина 1977 года выпуска сделают-таки все, о чем мечтали.
И это липкое, бредовое, но местами очень светлое настроение (фильм было, как ни странно, и смешно смотреть!) сохранилось. А внезапно проступающие на стенах и подоконниках позади героев надписи поддают этого настроения - и напоминаю иногда те самые мемы про Омскую птицу. Поначалу местами то, как это увидел для себя режиссер Кирилл Серебрнников напрягало. Хотя бы сцена воображаемого Петровым расстрела всяких разных коррупционеров и "евреев во власти", которую упомянули, наверное, во всех обзорах, и акценты в ней расставлены совсем по-другому. Просто для сравнения с тем, что было в фильме:
"Много раз к Петрову подсаживались люди не сказать что совсем уж пожилые, чтобы можно было заподозрить каждого из них по крайней мере в маразме, знакомились и принимались нести ахинею про золото партии, про бесплатные путевки в санаторий, которые давали когда-то каждый год, и про то, что всех, кто сейчас находится у власти, надо ставить к стенке. Как только кто-нибудь из безумцев упоминал эту пресловутую стенку, Петрову почему-то представлялись стоящие в ожидании расстрела Путин и Россель. Воображение рисовало их такими же, как они появлялись на телеэкране: Россель весело улыбался, Путин был серьезен, но с этакой иронией в глазах".
Понятное дело, снимать такое невозможно. Но и то, что в итоге было снято, как-то беззубо, если сравнивать с этим отрывком. Киношная трактовка момента с озабоченным пассажиром и его изгнанием и автобуса тоже напрягла, но дальше, стоило действие переместиться в газельку ритуальных услуг, все пошло как по накатанной, возникло ТО САМОЕ настроение, ПОПЕРЛО, наконец. Тут всё - и обшарпанные интерьеры квартир, и такой знакомый ДК, и то и дело парящие над городом НЛО, и подобранный саунд. И весь, от начала и до конца, эпизод с собранием в библиотеке провинциальных поэтов, которых по словам одной из героинь хочется "заколотить уже в этой библиотеке и поджечь ее, просто чтобы не мучались". Песня про медленных китов, которые покидают родные края, которая в этом эпизоде поется под гитару, кстати, на стихи самого авторы книги. Кажется, уральский писатель навидался в жизни таких типажей.
Актерская игра тоже на высоком уровне, хотя мало кого из актеров знаю. Ну, блеснул минут на десять Юрий Борисов. Ну, мелькал то там, то тут Тимофей Трибунцев в разных обликах. Главную женскую роль сыграла Чулпан Хаматова, имя знакомая, но я без понятия, где она до этого играла. Этот выбор легко объяснить - ее героиня же типа татарка (в книге полно намеков, что на самом деле нет и вообще с ней все очень сложно, но этот пласт в фильме почти стерт, увы). Ее героине, опять же отлично сыгранной, вообще не повезло - ее "выходы на охоту" показаны, и актриса показывает. какой ад Петрова носит внутри себя, но так как пару очень важных моментов убрали, нечитавшие не все о ней поймут. А есть и, наоборот, моменты, в которых все встает на свои места только после фильма.
Ну и мифологические темы - не было у создателей фильма времени чтобы намекать и подмигивать, поэтому пошли более пряым путем и сказали прямо. "Редакция журнала дальше по коридору, а здесь у нас (а "у нас" - это на Урале, на краю обитаемого мира) Аид. А может быть, и не Аид, и не Лимб, а что-то совсем другое.
Главное, в конце логика событий приведет к новогоднему утреннику в советском ДК, старый долг будет возвращен, а воскресший покойник (рэпер Хаски) неторопливо пройдет по сонному Екатеринбургу, подгоняемый граффити "Вставай!", возникающими на его пути.
Такой вот фильм - но без чтения книги, скорее всего, просто яркий трип, пересыпанный моментами узнавания.
![](https://diary.ru/resize/-/-/3/5/2/9/3529720/8kcs4.jpg)
Ну и что же, фильм не подкачал, уже сейчас понятно, что для меня будет одним из кинособытий этой осени. Сюжет романа, который в целом остался без изменений, заключался в том, как расшатанная семья из трех человек в городе Екатеринбурге года примерно 2006-го накануне Нового года заболевает гриппом и попадает в какой-то трип, на автоматизме при этом выполняя свои повседневные задачи, путая реальность, сон и температурный бред, уходя в свои воспоминания, сталкиваясь с мутными незнакомцами и не менее мутными старыми знакомыми, насчет которых непонятно до конца, а существуют ли они на самом деле, а если существуют, то люди ли? В конце концов, в том болезненном мире, куда они одной ногой ступили, может быть вообще все что угодно. К финалу все разрозненные моменты сложатся воедино (если внимательно смотреть, а еще лучше прочитать перед этим) и все трое, с помощью чуда и аспирина 1977 года выпуска сделают-таки все, о чем мечтали.
И это липкое, бредовое, но местами очень светлое настроение (фильм было, как ни странно, и смешно смотреть!) сохранилось. А внезапно проступающие на стенах и подоконниках позади героев надписи поддают этого настроения - и напоминаю иногда те самые мемы про Омскую птицу. Поначалу местами то, как это увидел для себя режиссер Кирилл Серебрнников напрягало. Хотя бы сцена воображаемого Петровым расстрела всяких разных коррупционеров и "евреев во власти", которую упомянули, наверное, во всех обзорах, и акценты в ней расставлены совсем по-другому. Просто для сравнения с тем, что было в фильме:
"Много раз к Петрову подсаживались люди не сказать что совсем уж пожилые, чтобы можно было заподозрить каждого из них по крайней мере в маразме, знакомились и принимались нести ахинею про золото партии, про бесплатные путевки в санаторий, которые давали когда-то каждый год, и про то, что всех, кто сейчас находится у власти, надо ставить к стенке. Как только кто-нибудь из безумцев упоминал эту пресловутую стенку, Петрову почему-то представлялись стоящие в ожидании расстрела Путин и Россель. Воображение рисовало их такими же, как они появлялись на телеэкране: Россель весело улыбался, Путин был серьезен, но с этакой иронией в глазах".
Понятное дело, снимать такое невозможно. Но и то, что в итоге было снято, как-то беззубо, если сравнивать с этим отрывком. Киношная трактовка момента с озабоченным пассажиром и его изгнанием и автобуса тоже напрягла, но дальше, стоило действие переместиться в газельку ритуальных услуг, все пошло как по накатанной, возникло ТО САМОЕ настроение, ПОПЕРЛО, наконец. Тут всё - и обшарпанные интерьеры квартир, и такой знакомый ДК, и то и дело парящие над городом НЛО, и подобранный саунд. И весь, от начала и до конца, эпизод с собранием в библиотеке провинциальных поэтов, которых по словам одной из героинь хочется "заколотить уже в этой библиотеке и поджечь ее, просто чтобы не мучались". Песня про медленных китов, которые покидают родные края, которая в этом эпизоде поется под гитару, кстати, на стихи самого авторы книги. Кажется, уральский писатель навидался в жизни таких типажей.
Актерская игра тоже на высоком уровне, хотя мало кого из актеров знаю. Ну, блеснул минут на десять Юрий Борисов. Ну, мелькал то там, то тут Тимофей Трибунцев в разных обликах. Главную женскую роль сыграла Чулпан Хаматова, имя знакомая, но я без понятия, где она до этого играла. Этот выбор легко объяснить - ее героиня же типа татарка (в книге полно намеков, что на самом деле нет и вообще с ней все очень сложно, но этот пласт в фильме почти стерт, увы). Ее героине, опять же отлично сыгранной, вообще не повезло - ее "выходы на охоту" показаны, и актриса показывает. какой ад Петрова носит внутри себя, но так как пару очень важных моментов убрали, нечитавшие не все о ней поймут. А есть и, наоборот, моменты, в которых все встает на свои места только после фильма.
Ну и мифологические темы - не было у создателей фильма времени чтобы намекать и подмигивать, поэтому пошли более пряым путем и сказали прямо. "Редакция журнала дальше по коридору, а здесь у нас (а "у нас" - это на Урале, на краю обитаемого мира) Аид. А может быть, и не Аид, и не Лимб, а что-то совсем другое.
Главное, в конце логика событий приведет к новогоднему утреннику в советском ДК, старый долг будет возвращен, а воскресший покойник (рэпер Хаски) неторопливо пройдет по сонному Екатеринбургу, подгоняемый граффити "Вставай!", возникающими на его пути.
Такой вот фильм - но без чтения книги, скорее всего, просто яркий трип, пересыпанный моментами узнавания.
![](https://diary.ru/resize/-/-/3/5/2/9/3529720/8kcs4.jpg)