И лампа взвоет как сурок
Под конец года посмотрел еще один годный недавний отечественный фильм - черно-белый, неспешный и очень красивый. Фильм режиссера Руслана Хамдамова называется "Мешок без дна", а сетевые шутники называют его еще "Дном без мешка". В его основе вообще-то рассказ японского писателя Рюноскэ Акутагавы "В чаще", известного мне еще с давних студенческих лет. По мотивам этого рассказа о прямой лжи и просто разных точках зрения на одно событие режиссер и снял фильм, его скрестив японский сюжет с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи" и перенеся на Русь. Но просто смены сеттинга было мало, перед нами рассказ в рассказе.
Действие фильма происходит в двух пространствах, условно-"реальном" и "сказочном" - а может быть, это сны, приснившиеся кому-то третьему или вообще разным людям или соединенные воедино.


Вторая половина девятнадцатого века, правление Александра Второго. Великий князь, родственник императора, после смерти матери погружен в депрессию, заперся в своем зимнем имении где-то в горах (скорее всего, в Крыму или на Кавказе) и печально спивается, походя к опасной черте. Из Петербурга к нему приезжает некая Чтица - немолодая знатная женщина, которая до этого не раз приходила на помощь императорской семье. Ремесло ее, нужно сказать, непростое, нельзя просто вот так взять и рассказать историю, на нее нужно настраиваться с помощью специальных, иногда очень странных, процедур. Представительница князя обсуждает с чтицей условия - в ее истории должно быть не более двух убийств, чтобы не разволновать пациента, как это делали до нее другие сказочники. Та успокаивает ее - убийство в истории будет всего одно.
И вот, встретившись с внешне апатичным, но на что-то все-таки надеющимся, великим князем, она начинает свой рассказ. Значит, давным-давно, в некотором государстве, один царевич возвращался домой с невестой, зачем-то заехал в чащу - и исчез. Вскоре местные обитатели отыскали его труп, привязанный к дереву. Тем временем стражник наконец выследил известного разбойника, за которым давно охотился. Разбойник этот выглядел особенно подозрительно - в богатой одежде, с хорошим вооружением, конь со сбруей... Поначалу разбойник отмалчивался, но в остроге, под плетью, наконец заговорил и начал открывать подробности своего преступления...
А тем временем в келью к старцу-отшельнику приходит девушка, та самая невеста, и просит исповедовать ее. И ее рассказ заметно отличается от того, что услышали от разбойника, очень многое не сходится...
Так что же случилось на самом деле? И вот старая ведьма, возможно, лично Баба-Яга, своим чародейством поднимает царевича из мертвых, хотя бы для того, чтобы он все же поведал истину. Ему же теперь, вроде бы, уже нет смысла что-то скрывать... Или есть?
Похоже, история постепенно выводит князя из хандры - вот уже он и Чтица жарко спорят, обсуждая действия и мотивы персонажей этой сказки. Иногда они открываются от самой сказки и ее толкования для обсуждения важных и тревожащих вещей - таких, как толкования снов, сбор грибов, покушения на Государя (бомбисты делают это напрасно - ведь царь единственный в России, кто не вор), фотографии, возможности загробной жизни и переселения душ.
Да, непростая получилась сказка, странная. И мир в котором всё это происходит, тоже чудной. Местные крестьяне носят шляпы, делающие их похожими на грибы (грибная тема вообще занимает в этом фильме важное место). По лесу мимо абсолютно шишкинских видов прохаживается "медведь" - совсем как из "Деревни дураков". По небу летают черные и белые шары, как память обо всем плохом. А "в реальности", в имении, в это время два княжеских адъютанта и юная горничная развлекают себя игрой на пианино, математическими уравнениями и фехтованием на стульях.
читать дальше
История рассказана, Чтица, скользя на лыжах, удаляется из великокняжеского имения, а зрители пытаются вывести из рассказанного и показанного какую-то мораль. Критики увидели в японском сюжете, превращенном русскими дворянами в русскую сказку, предчувствие предстоящей Русско-Японской войны и поражения, но это вряд ли. Все же, до этих событий еще тридцать лет. Возможно, так глубоко копать не стоит, а стоит просто найти время зимним вечером, когда падает снег, и посмотреть это кино, а потом перечитать рассказ Акутагавы.
Действие фильма происходит в двух пространствах, условно-"реальном" и "сказочном" - а может быть, это сны, приснившиеся кому-то третьему или вообще разным людям или соединенные воедино.


Вторая половина девятнадцатого века, правление Александра Второго. Великий князь, родственник императора, после смерти матери погружен в депрессию, заперся в своем зимнем имении где-то в горах (скорее всего, в Крыму или на Кавказе) и печально спивается, походя к опасной черте. Из Петербурга к нему приезжает некая Чтица - немолодая знатная женщина, которая до этого не раз приходила на помощь императорской семье. Ремесло ее, нужно сказать, непростое, нельзя просто вот так взять и рассказать историю, на нее нужно настраиваться с помощью специальных, иногда очень странных, процедур. Представительница князя обсуждает с чтицей условия - в ее истории должно быть не более двух убийств, чтобы не разволновать пациента, как это делали до нее другие сказочники. Та успокаивает ее - убийство в истории будет всего одно.
И вот, встретившись с внешне апатичным, но на что-то все-таки надеющимся, великим князем, она начинает свой рассказ. Значит, давным-давно, в некотором государстве, один царевич возвращался домой с невестой, зачем-то заехал в чащу - и исчез. Вскоре местные обитатели отыскали его труп, привязанный к дереву. Тем временем стражник наконец выследил известного разбойника, за которым давно охотился. Разбойник этот выглядел особенно подозрительно - в богатой одежде, с хорошим вооружением, конь со сбруей... Поначалу разбойник отмалчивался, но в остроге, под плетью, наконец заговорил и начал открывать подробности своего преступления...
А тем временем в келью к старцу-отшельнику приходит девушка, та самая невеста, и просит исповедовать ее. И ее рассказ заметно отличается от того, что услышали от разбойника, очень многое не сходится...
Так что же случилось на самом деле? И вот старая ведьма, возможно, лично Баба-Яга, своим чародейством поднимает царевича из мертвых, хотя бы для того, чтобы он все же поведал истину. Ему же теперь, вроде бы, уже нет смысла что-то скрывать... Или есть?
Похоже, история постепенно выводит князя из хандры - вот уже он и Чтица жарко спорят, обсуждая действия и мотивы персонажей этой сказки. Иногда они открываются от самой сказки и ее толкования для обсуждения важных и тревожащих вещей - таких, как толкования снов, сбор грибов, покушения на Государя (бомбисты делают это напрасно - ведь царь единственный в России, кто не вор), фотографии, возможности загробной жизни и переселения душ.
Да, непростая получилась сказка, странная. И мир в котором всё это происходит, тоже чудной. Местные крестьяне носят шляпы, делающие их похожими на грибы (грибная тема вообще занимает в этом фильме важное место). По лесу мимо абсолютно шишкинских видов прохаживается "медведь" - совсем как из "Деревни дураков". По небу летают черные и белые шары, как память обо всем плохом. А "в реальности", в имении, в это время два княжеских адъютанта и юная горничная развлекают себя игрой на пианино, математическими уравнениями и фехтованием на стульях.
читать дальше
История рассказана, Чтица, скользя на лыжах, удаляется из великокняжеского имения, а зрители пытаются вывести из рассказанного и показанного какую-то мораль. Критики увидели в японском сюжете, превращенном русскими дворянами в русскую сказку, предчувствие предстоящей Русско-Японской войны и поражения, но это вряд ли. Все же, до этих событий еще тридцать лет. Возможно, так глубоко копать не стоит, а стоит просто найти время зимним вечером, когда падает снег, и посмотреть это кино, а потом перечитать рассказ Акутагавы.