И лампа взвоет как сурок
Нет, история освоения Сибири это какой-то неисчерпаемый кладезь.
Славный город Иркутск (у которого еще бабр на гербе trent-myoller.diary.ru/p221286736.htm) был основан в 1661 году в виде острога. Через несколько лет острог сломали и начали строить кремль. Строительством руководил Андрей Афанасьевич Барнешлев... Какая редкая фамилия, нет?
Потому что от рождения он вообще-то Вильям Барнсли, самый настоящий англичанин. Его отец приехал в Россию делать карьеру в начале семнадцатого века, сын поначалу пошел в дипломатию, но так получилось, что был сослан в Сибирь. И там неожиданно почувствовал себя на своем месте.
Чтобы стать среди "служилых людей" своим, англичанин принимает православие. И тут вторая неожиданность - его крестным отцом становится Афанасий Пашков. Кто читал "Житие..." Аввакума, может помнить этого крутого нравом деятеля. Тесен мир семнадцатого века!
Еще до того, как Барнсли-Барнешлев строил кремль и командовал иркутским гарнизоном, у него были заслуги. А в 1675 году его вообще поставили якутским воеводой - по сути, первым человеком на огромной территории до самых восточных границ тогдашней России. На этом посту англичанин смог отличиться даже по меркам тогдашних сибирских воевод, а для этого еще нужно было постараться.
Но он и старался. Почти четыре года барнешлевского правления - какая-то череда насилия, поборов и прочего произвола. Частично он оправдывал себя тем, что приехав, он нашел в казне большую недостачу от его предшественников, и тут же рьяно взялся за дело. Вот только немалая часть собранного шла не куда-то, а прямо в его карман.
За три года Барнешлев довел многих - и, облагаемых налогами местных, и казаков, и промышленников (нескольких из них обвинил в заговоре против себя и своих товарищей и казнил - и такие массовые казни для других якутских воевод как бы совсем не были нормой!). Якуты и казаки стали бороться с воеводой самым верным способом - писать доносы в Москву. "Чинил налоги и обиды и тесноты великие, имал насилством и соболи и скот и кони добрые и дочерей девок и от живых мужей жен имал себе в холопство и крестил, и имал себе во двор казачьих детей в холопство" - и это, вероятно, еще не все его подвиги.
Как раз примерно на этом этапе, после первых жалоб, англичанин на воеводстве начал против своих врагов и "магическую войну", а вероятнее, попытался давить на них психологически. В показаниях на него упоминали, что крестник Пашкова вызывал к себе якутских шаманов-ойунов и "приказал шаманить о смерти челобитчиков, а также и о том, чтобы новый воевода, который должен его сменить, был к нему добр".
А может, обращение к шаманам было жестом отчаяния. Барнешлева быстро сняли с должности, начали следствие, а самого отправили на разбирательство в Москву. Но он не доехал даже до Тобольска, по пути внезапно умер.
"Какая у этой сказки мораль?" А морали, естественно, нет никакой - разве что кроме той, что почти неограниченная власть легко срывает крышу, а сопротивляться соблазну могут не все. А все же и такому человеку иркутяне были чем-то обязаны.
Славный город Иркутск (у которого еще бабр на гербе trent-myoller.diary.ru/p221286736.htm) был основан в 1661 году в виде острога. Через несколько лет острог сломали и начали строить кремль. Строительством руководил Андрей Афанасьевич Барнешлев... Какая редкая фамилия, нет?
Потому что от рождения он вообще-то Вильям Барнсли, самый настоящий англичанин. Его отец приехал в Россию делать карьеру в начале семнадцатого века, сын поначалу пошел в дипломатию, но так получилось, что был сослан в Сибирь. И там неожиданно почувствовал себя на своем месте.
Чтобы стать среди "служилых людей" своим, англичанин принимает православие. И тут вторая неожиданность - его крестным отцом становится Афанасий Пашков. Кто читал "Житие..." Аввакума, может помнить этого крутого нравом деятеля. Тесен мир семнадцатого века!
Еще до того, как Барнсли-Барнешлев строил кремль и командовал иркутским гарнизоном, у него были заслуги. А в 1675 году его вообще поставили якутским воеводой - по сути, первым человеком на огромной территории до самых восточных границ тогдашней России. На этом посту англичанин смог отличиться даже по меркам тогдашних сибирских воевод, а для этого еще нужно было постараться.
Но он и старался. Почти четыре года барнешлевского правления - какая-то череда насилия, поборов и прочего произвола. Частично он оправдывал себя тем, что приехав, он нашел в казне большую недостачу от его предшественников, и тут же рьяно взялся за дело. Вот только немалая часть собранного шла не куда-то, а прямо в его карман.
За три года Барнешлев довел многих - и, облагаемых налогами местных, и казаков, и промышленников (нескольких из них обвинил в заговоре против себя и своих товарищей и казнил - и такие массовые казни для других якутских воевод как бы совсем не были нормой!). Якуты и казаки стали бороться с воеводой самым верным способом - писать доносы в Москву. "Чинил налоги и обиды и тесноты великие, имал насилством и соболи и скот и кони добрые и дочерей девок и от живых мужей жен имал себе в холопство и крестил, и имал себе во двор казачьих детей в холопство" - и это, вероятно, еще не все его подвиги.
Как раз примерно на этом этапе, после первых жалоб, англичанин на воеводстве начал против своих врагов и "магическую войну", а вероятнее, попытался давить на них психологически. В показаниях на него упоминали, что крестник Пашкова вызывал к себе якутских шаманов-ойунов и "приказал шаманить о смерти челобитчиков, а также и о том, чтобы новый воевода, который должен его сменить, был к нему добр".
А может, обращение к шаманам было жестом отчаяния. Барнешлева быстро сняли с должности, начали следствие, а самого отправили на разбирательство в Москву. Но он не доехал даже до Тобольска, по пути внезапно умер.
"Какая у этой сказки мораль?" А морали, естественно, нет никакой - разве что кроме той, что почти неограниченная власть легко срывает крышу, а сопротивляться соблазну могут не все. А все же и такому человеку иркутяне были чем-то обязаны.