И лампа взвоет как сурок
1904 год это, кроме всего прочего, время декаданса и моды на всякие мрачные тайны, лучше всего, если потустороннего свойства. В этом году Михаил Александрович Орлов выпускает книгу с немного двусмысленным для современного читателя названием "История сношений человека с дьяволом".
Такая книга, конечно, сразу стала популярной, к ней обращались и время спустя. Точно известно, что среди ее читателей был Михаил Булгаков во время работы над своим романом и кое-что заимствовал оттуда (например, имя Бегемот).
Написана она в основном на материале из Западной Европы, но автор включил туда и приложение под названием "Преследование колдунов и ведьм в древней Руси" (хотя этот заголовок не совсем отражает содержание), и вот это приложение может стать чем-то вроде эпилога к "Бане" Райана.
Тут ведь как... Есть мощный стереотип, что в Европе все Средние века, почти тысячу лет подряд, мракобесные церковники обвиняли в колдовстве и жгли на кострах всех подряд, а особенно разных вольнодумцев и красивых девушек (потому что целибат!), в то время, как на Руси ничего такого не было. Конечно, как и с другими мифами, всё было не так и зависело от конкретного места и времени.
Так вот, на русских землях, как и в Европе, пик такой "охоты на ведьм" пришелся уже на Новое время, уже после Смуты. И духовенство, как ни странно, тут рисковало сильнее других, так как было объектом особого внимания.
Надо сказать, что священник вообще часто считался "непростым человеком". Поэтому батюшку порой могли пригласить к больному не только чтобы его исповедовать и соборовать. Его могли звать и затем, чтобы прочитать над ним заговор, и некоторые священники соглашались, а иногда и рассматривали это как дополнительный заработок.
А так как с определенного момента власти рассматривали магические действия как государственное преступление, священники, а с ними и весь причт (то есть, все остальные, кто служил в храме) и даже члены их семей ходили под особым вниманием.
Так что не были чем-то редким такие вот случаи: "в Верхотурье изловили попа, у которого нашли несколько коробов какого-то таинственного коренья. На допросе поп показал, что эти коренья ему передал казак Степанко Козьи-Ноги. Почему эти коренья призваны были «воровскими», об этом история умалчивает; очевидно, на бедного попа кто-то донес по злобе и доносу ваяли по привычке, по принятому обыкновению.
Духовенство таки частенько попадалось в то время в подобных «воровских» делах. Еще в XIV веке поймали попа, пробиравшегося с колдовским кореньем из орды; у этого был целый мешок «злых я лютых зелий». В 1628 году судили дьячка Семейку, схваченного в Нижнем, он держал у себя отреченные книги, а именно «Рафли» (гадательные таблицы) и еще какой-то заговор «к борьбе», т.е. для защиты от ран и смерти в бою. Дьячка сослали в монастырь, заковали и лишили причастья впредь до особого разрешения патриарха.
В 1660 г. был сделан донос на дьячка Харитонова. Этот ходил по полям, собирал травы и коренья, совершал какие-то волхвования на свадьбах, принимал у себя «жены с младенцами», сочинял или списывал откуда-то заговоры от ран и на «умиление сердца сердитых людей».
читать дальше
Надо сказать, по описанию этот дьячок Харитонов выглядит приятной личностью, надеюсь, донос не имел для него серьезных последствий.
А иногда это влияло на происходящее в масштабах всей страны: "при Михаиле Федоровиче одно время было запрещено покупать хмель от литовцев, и притом под страхом смертной казни; распоряжение это было вызвано сообщением русских лазутчиков, которые выведали, что на Литве есть баба-ведунья, которая околдовывает какими-то наговорами хмель, вывозимый в Россию, чтобы нагнать туда мор".