И лампа взвоет как сурок
А первая экранизация Дюны задумывалась еще в середине 70-х и, если бы вышла, была бы грандиозным психоделом. Инициатором и, по всей видимости, "мозгом" этого проекта был французский продюсер Мишель Сейду (да, Леа его родственница).
Причем режиссер Александр Ходоровски "Дюну" не читал, знал о ней в очень общих чертах и потом сам удивлялся, почему вспомнил именно её во время с Сейду. Достал и прочитал роман он уже когда работа над фильмом началась, и выяснил, что с Гербертом он во многом не согласен.
Дело в том, что "Дюна" Герберта наполнена образами из ислама и иудаизма. Кроме этих религий повлияло еще "Откровение" Иоанна Богослова, в живом журнале у Shakko была подробная статья, объясняющая все эти моменты.
К примеру, "И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела" - эпизод с восстановлением барона Харконнена после покушения отсылает к этому стиху. А дальше барон снимает с управления Арракисом Раббана (по прозвищу Зверь, продолжая эту же символику), потому что его место займет Фейд-Раута, "темный двойник" Муад-Диба, и вскоре ложный мессия должен погибнуть от клинка настоящего.
Ходоровски планировал выкинуть почти всё это и заменить своими аллюзиями - в основном к христианству и буддизму, естественно, таким, какими они отразились в его восприятии. Его видение сюжета можно найти в интернете, и разве что его вариант концовки кажется мне... не могу сказать, что удачным, но хотя бы интересным.
По версии Ходоровски, Пол Атрейдес в финале должен был прийти к императору один, без оружия. Граф Хасимир Фенринг ставит его колени перед императорским троном и перерезает ему горло. Это могла бы быть сильная сцена. Но сразу же после этого его дух наполняет всех собравшихся, они преисполняются, и даже планета Арракис из безводной пустыни и источника Пряности превращается в зеленый рай (финал фильма Линча, хотя в "ослабленном" варианте, последовал в этом за Ходоровски - и похоже, тоже перевернул книжную концовку).
После того, как этот фильм так и не был снят, Мишель Сейду продюсировал фильмы Никиты Михалкова (с котором они познакомились, буквально, во Внутренней Монголии), а в 2013 году появилась документалка "Дюна Ходоровски", и ее сейчас можно найти на Ютубе с русской озвучкой.
Причем режиссер Александр Ходоровски "Дюну" не читал, знал о ней в очень общих чертах и потом сам удивлялся, почему вспомнил именно её во время с Сейду. Достал и прочитал роман он уже когда работа над фильмом началась, и выяснил, что с Гербертом он во многом не согласен.
Дело в том, что "Дюна" Герберта наполнена образами из ислама и иудаизма. Кроме этих религий повлияло еще "Откровение" Иоанна Богослова, в живом журнале у Shakko была подробная статья, объясняющая все эти моменты.
К примеру, "И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела" - эпизод с восстановлением барона Харконнена после покушения отсылает к этому стиху. А дальше барон снимает с управления Арракисом Раббана (по прозвищу Зверь, продолжая эту же символику), потому что его место займет Фейд-Раута, "темный двойник" Муад-Диба, и вскоре ложный мессия должен погибнуть от клинка настоящего.
Ходоровски планировал выкинуть почти всё это и заменить своими аллюзиями - в основном к христианству и буддизму, естественно, таким, какими они отразились в его восприятии. Его видение сюжета можно найти в интернете, и разве что его вариант концовки кажется мне... не могу сказать, что удачным, но хотя бы интересным.
По версии Ходоровски, Пол Атрейдес в финале должен был прийти к императору один, без оружия. Граф Хасимир Фенринг ставит его колени перед императорским троном и перерезает ему горло. Это могла бы быть сильная сцена. Но сразу же после этого его дух наполняет всех собравшихся, они преисполняются, и даже планета Арракис из безводной пустыни и источника Пряности превращается в зеленый рай (финал фильма Линча, хотя в "ослабленном" варианте, последовал в этом за Ходоровски - и похоже, тоже перевернул книжную концовку).
После того, как этот фильм так и не был снят, Мишель Сейду продюсировал фильмы Никиты Михалкова (с котором они познакомились, буквально, во Внутренней Монголии), а в 2013 году появилась документалка "Дюна Ходоровски", и ее сейчас можно найти на Ютубе с русской озвучкой.
И для Гигера все это стало хорошей разминкой перед "Чужим"