И лампа взвоет как сурок
Про фильм, выходящий через неделю:
"Из более ранних редакций романа мы почерпнули много интересного. Например, все, кто жил в Москве, знает, что на Патриарших прудах нет и не было трамвайных путей. В более ранней редакции, по-моему, написанной в 1937–1938 годах, Булгаков начинает первую главу — знаменитую встречу Воланда с редактором и поэтом на Патриарших прудах — фразой, что дело происходит 1 мая 1943 года. То есть, по сути, он описывает Москву будущего; это такой советский сай-фай. И вот в этом построенном советском будущем уже есть и трамваи на Патриарших, и именно туда прилетает Воланд. И вот нам показалось правильным для фильма, чтобы Воланд приземлился уже в более построенный утопический или, скорее, антиутопический советский мир, мир «постконструктивизма», как его называет исследователь этого периода Александра Селиванова (выступала консультантом на съемках)".
И это глубоко правильно, мне кажется. Хотя сложная у этого фильма судьба, опять, наверное, будут говорить о "проклятии Булгакова". Планировали, похоже, снимать как раз по ранним версиям, так, чтобы в центре оказались "московские главы", действия Воланда и, возможно, психбольница. Сами Мастер и Маргарита эпизодические персонажи, Пилата и Иешуа быть не должно. Но потом, сменив режиссера, попробовали уместить вообще всё. Ну, посмотрим.
"Из более ранних редакций романа мы почерпнули много интересного. Например, все, кто жил в Москве, знает, что на Патриарших прудах нет и не было трамвайных путей. В более ранней редакции, по-моему, написанной в 1937–1938 годах, Булгаков начинает первую главу — знаменитую встречу Воланда с редактором и поэтом на Патриарших прудах — фразой, что дело происходит 1 мая 1943 года. То есть, по сути, он описывает Москву будущего; это такой советский сай-фай. И вот в этом построенном советском будущем уже есть и трамваи на Патриарших, и именно туда прилетает Воланд. И вот нам показалось правильным для фильма, чтобы Воланд приземлился уже в более построенный утопический или, скорее, антиутопический советский мир, мир «постконструктивизма», как его называет исследователь этого периода Александра Селиванова (выступала консультантом на съемках)".
И это глубоко правильно, мне кажется. Хотя сложная у этого фильма судьба, опять, наверное, будут говорить о "проклятии Булгакова". Планировали, похоже, снимать как раз по ранним версиям, так, чтобы в центре оказались "московские главы", действия Воланда и, возможно, психбольница. Сами Мастер и Маргарита эпизодические персонажи, Пилата и Иешуа быть не должно. Но потом, сменив режиссера, попробовали уместить вообще всё. Ну, посмотрим.
Не буду кривить душой, мне московские главы нравятся как раз больше.