И лампа взвоет как сурок
Сегодняшний день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, в конце нулевых переделанный в "Праздник семьи, любви и верности", каждый год сопровождается обычно открытием в очередном городе "типа-красивой" парной статуи, около которой будут фоткаться молодожены, и новым витком сетевого срача.
И "разоблачители", и активные сторонники праздника (в большинстве своем из числа поборников нынешней версии "традиционных ценностей"), что примечательно, изо всех сил игнорируют стоящего в комнате слона - саму повесть шестнадцатого века. Если интересующийся народ обычно что-то и смотрит, то не ее саму, а "гоблинские пересказы" с многочисленными грубыми передергиваниями на уровне "дофига патриотичных" объяснений дня святого Валентина в русле "он венчал легионеров между собой, и вообще они там все на их Западе голубые", только с противоположным идеологическим зарядом.
Но можно ведь рассмотреть повесть и как факт, так сказать, тогдашнего литературного процесса. Посмотреть, когда именно, кем и (возможно!) для кого она была написана. Результат может удивить.
1547 год. На московском троне семнадцатилетний Иоанн, на тот момент совсем еще не Грозный. Этот год для него выделяется двумя важными событиями. Он вступает в свой первый брак с Анастасией Захарьиной и провозглашает себя Царем всея Руси. В обоих этих событиях заметна рука его воспитателя и ближайшего советника - Московского митрополита Макария. Макарий на тот момент - второй по положению человек в государстве, а по реальному влиянию, пожалуй что, и первый. Хотя со временем Иван успешно переказнил почти всех своих советников и сподвижников первых лет правления, к Макарию он не применял никаких репрессий и до самой его смерти относился с максимальным уважением.
А пока Макарий принимает меры для укрепления власти своего воспитанника, в основном, духовными способами. Кроме венчания на царство, он организует два церковных собора, главная цель которых канонизация новых святых. Многие из этих святых раньше были местночтимые, в пределах какой-то одной местности, допустим, удельного княжества, теперь же должно начаться их общецерковное почитание в масштабах всего Русского государства. Это поспособствует единству страны, а заодно покажет, что почитают их по определенным правилам.
читать дальше
И "разоблачители", и активные сторонники праздника (в большинстве своем из числа поборников нынешней версии "традиционных ценностей"), что примечательно, изо всех сил игнорируют стоящего в комнате слона - саму повесть шестнадцатого века. Если интересующийся народ обычно что-то и смотрит, то не ее саму, а "гоблинские пересказы" с многочисленными грубыми передергиваниями на уровне "дофига патриотичных" объяснений дня святого Валентина в русле "он венчал легионеров между собой, и вообще они там все на их Западе голубые", только с противоположным идеологическим зарядом.
Но можно ведь рассмотреть повесть и как факт, так сказать, тогдашнего литературного процесса. Посмотреть, когда именно, кем и (возможно!) для кого она была написана. Результат может удивить.
1547 год. На московском троне семнадцатилетний Иоанн, на тот момент совсем еще не Грозный. Этот год для него выделяется двумя важными событиями. Он вступает в свой первый брак с Анастасией Захарьиной и провозглашает себя Царем всея Руси. В обоих этих событиях заметна рука его воспитателя и ближайшего советника - Московского митрополита Макария. Макарий на тот момент - второй по положению человек в государстве, а по реальному влиянию, пожалуй что, и первый. Хотя со временем Иван успешно переказнил почти всех своих советников и сподвижников первых лет правления, к Макарию он не применял никаких репрессий и до самой его смерти относился с максимальным уважением.
А пока Макарий принимает меры для укрепления власти своего воспитанника, в основном, духовными способами. Кроме венчания на царство, он организует два церковных собора, главная цель которых канонизация новых святых. Многие из этих святых раньше были местночтимые, в пределах какой-то одной местности, допустим, удельного княжества, теперь же должно начаться их общецерковное почитание в масштабах всего Русского государства. Это поспособствует единству страны, а заодно покажет, что почитают их по определенным правилам.
читать дальше
Современный Еразм приписал бы им ещё семеро детишек, чтобы попасть в тренд.
в том числе, да
А Еразм сам генерировал тренды для своего времени)