И лампа взвоет как сурок
тг-канал Большие пожары:
Трудно представить себе наименее своевременную картину, чем самое известное полотно Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем".
Она написана в конце 1918 г. в Петрограде: в городе постоянные перебои продовольствия и топлива, в стране полыхает Гражданская война, идёт беспощадная борьба с буржуазией.
А на картине сытая, довольная купчиха неспешно попивает чай, самовар сверкает, на столе обильная трапеза, а позади тихая патриархальная провинция.
Всё это, кажется, неспроста. С такой любовью написать арбуз мог только голодный человек. И вся необычная яркость «Купчихи» рождалась из ностальгии по безвозвратно ушедшему старому укладу.
Это отметил сам художник в письме за октябрь 1918 г.:
"Очень много работаю, и самых разнообразных вещей, всё, конечно, разрабатываю свои любимые темы русской провинции, отошедшей теперь куда-то уж в глубокую историю".
Я бы сказал, первое появление картины на выставке в 1919 г., перед самым наступлением белых на Петроград, было провокацией посильнее, чем "Чёрный квадрат" Малевича.

Трудно представить себе наименее своевременную картину, чем самое известное полотно Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем".
Она написана в конце 1918 г. в Петрограде: в городе постоянные перебои продовольствия и топлива, в стране полыхает Гражданская война, идёт беспощадная борьба с буржуазией.
А на картине сытая, довольная купчиха неспешно попивает чай, самовар сверкает, на столе обильная трапеза, а позади тихая патриархальная провинция.
Всё это, кажется, неспроста. С такой любовью написать арбуз мог только голодный человек. И вся необычная яркость «Купчихи» рождалась из ностальгии по безвозвратно ушедшему старому укладу.
Это отметил сам художник в письме за октябрь 1918 г.:
"Очень много работаю, и самых разнообразных вещей, всё, конечно, разрабатываю свои любимые темы русской провинции, отошедшей теперь куда-то уж в глубокую историю".
Я бы сказал, первое появление картины на выставке в 1919 г., перед самым наступлением белых на Петроград, было провокацией посильнее, чем "Чёрный квадрат" Малевича.

Действительно, провокация, как Кустодиев жив-то остался))
не могу не вспомнить в этом контексте натюрморты Машкова с ананасами и булками в 1942 году.
Посмотрел, впечатляют.